Россия ограничила круг задач в Сирии
О чем говорили за закрытыми дверями на "Валдае" Сергей Лавров и Сергей Иванов
Перед выступлением президента РФ Владимира Путина на "Валдае" с российскими и иностранными экспертами пообщались глава МИД РФ Сергей Лавров и руководитель администрации Кремля Сергей Иванов. Выступления обоих проходили в формате "без прессы". Впрочем, "Ъ" удалось узнать, о чем шла речь за закрытыми дверями. В частности, Сергей Лавров заверил, что российская авиация "не будет воевать в Сирии вечно" и прекратит операцию, как только решит "ограниченный круг задач". Сергей Иванов же сообщил, что власти РФ не планируют сокращения армии. Впрочем, некоторые западные участники в беседе с "Ъ" выразили разочарование в связи с тем, что в ходе этих выступлений не прозвучало "свежих тезисов". С подробностями из Сочи — корреспондент "Ъ" МИХАИЛ КОРОСТИКОВ.
Сергей Лавров и Сергей Иванов в ходе международного дискуссионного клуба "Валдай" выступали "на разогреве" у Владимира Путина. Впрочем, участники форума ждали и их выступлений с большим интересом. Тем более что было заранее объявлено: высокопоставленные гости будут выступать в режиме "без прессы". Это давало повод надеяться на некоторую откровенность и, возможно, даже на неизвестные ранее подробности российской внешнеполитической кухни.
Перед тем как Сергей Лавров скрылся за дверями конференц-зала гостиничного комплекса "Поляна 1389" (это высота, на которой находится отель), журналисты все же умудрились задать ему пару вопросов. Министр, однако, явно не был настроен на разговор. На вопрос, чего ждет Россия от участников сегодняшней встречи по Сирии в Вене (то есть от американских, саудовских и турецких дипломатов), Сергей Лавров ответил: "Правды, честности и порядочности". А на просьбу уточнить, каков настрой в российском руководстве по сирийскому урегулированию, лишь сказал: "Настрой у нас всегда конструктивный, основанный на международном праве".
Впрочем, и за закрытыми дверями Сергей Лавров, по словам многочисленных опрошенных "Ъ" участников форума, был немногословен. В основном он, по их свидетельствам, повторял уже неоднократно оглашенные ранее внешнеполитические установки. При этом в отличие от прошлого года, когда экспертов интересовал только Крым и ситуация в Донбассе, на сей раз они жаждали подробностей по Сирии: какова стратегия России в регионе, зачем российские самолеты бьют по умеренной оппозиции (как, во всяком случае, убежден Запад) и когда уйдет сирийский лидер Башар Асад.
Глава МИД РФ заявил собравшимся, что военно-воздушную операцию в Сирии Россия вынуждена была начать исключительно из-за угрозы собственной безопасности, а не ради спасения режима Асада, как утверждают на Западе. При этом Сергей Лавров заверил, что Москва готова сотрудничать с сирийской оппозицией в борьбе против террористических группировок. Он подчеркнул, что российская авиация "не будет воевать в Сирии вечно" и завершит операцию, как только решит "ограниченный круг задач". Кроме того, глава российской дипломатии подтвердил информацию "Ъ" (см. "Ъ" от 22 сентября), что Москва убеждала Вашингтон позвать иранцев на сегодняшние переговоры в Вене, но американская сторона на это не пошла. Что же касается Башара Асада, то, по словам Сергея Лаврова, его форсированный уход не поможет победить террористов и выйти на политическое урегулирование, а лишь ввергнет страну в еще больший хаос.
Выступавшему вслед за Сергеем Лавровым руководителю администрации президента РФ Сергею Иванову задавали много вопросов о внутренней политике и экономике. В частности, один из экспертов поинтересовался, не ожидается ли в ближайшее время сокращение российской армии. Господин Иванов отрицательно ответил на этот вопрос, отметив, что численность российских войск является "оптимальной" для выполнения стоящих перед страной задач. Спросили его и о новой редакции Стратегии национальной безопасности России (ожидается, что она будет обнародована к концу года). Глава кремлевской администрации пояснил, что обновить документ необходимо в связи с "ухудшением международной обстановки". При этом он заверил, что гражданское общество и свобода слова в новой редакции документа под угрозу поставлены не будут. Один из участников форума все же затронул тему Крыма, заметив: присоединив полуостров, "Россия открыла ящик Пандоры". Сергей Иванов на это ответил, что этот ящик был открыт в Косово.
Журналистам, перехватившим Сергея Иванова уже после его выступления, он сказал, что попытки изоляции России провалились, Москва "не пытается надувать щеки", а лишь отстаивает свои интересы на мировой арене. Развивая эту мысль, глава кремлевской администрации пояснил, что, например, в Сирии Россия воюет "не с суннитами, не за Асада". "Мы воюем с терроризмом, который нам непосредственно угрожает",— подчеркнул он. На вопрос о содержании переговоров Владимира Путина и Башара Асада чиновник ответил уклончиво: "Очевидно, что там обсуждались вопросы взаимодействия ВКС России с сухопутными силами сирийской армии. Также не исключаю, что обсуждались и вопросы предстоящего политического урегулирования". Какие-либо другие детали он сообщить прессе отказался.
Мнения самих участников форума о выступлениях господ Лаврова и Иванова разделились. Бывший президент Чехии Вацлав Клаус, например, оценил речь Сергея Лаврова положительно. "Он выступил очень по-лавровски, подтвердив последовательность российской позиции по основным вопросам",— заявил господин Клаус "Ъ". Многие другие западные эксперты сетовали на отсутствие "свежих тезисов". "Возникает ощущение, что в российскую позицию привнести больше нечего. Все уже было сказано на 70-й сессии Генассамблеи ООН и в Мюнхене в 2007 году",— заявил "Ъ" один из участников дискуссии, имея в виду громкие выступления Владимира Путина.
А дальше все пошли слушать самого российского президента. И он все же смог удивить собравшихся, показав себя, по мнению многих участников "Валдая", миротворцем. Один из экспертов даже охарактеризовал речь президента Путина как "Анти-Мюнхен".