Цена вопроса
Ольга Прокофьева, член совета директоров ГК «Энергия»
Инициированная Минэкономразвития программа привлекательна для всех ее участников. Для банков-кредиторов — в первую очередь тем, что позволяет разделить инвестиционные риски между инвестором, банком-кредитором и ЦБ, а также четко прописывает сам кредитный механизм. В частности, программа предусматривает внесение инициатором проекта 20% от общего размера необходимых инвестиций на первоначальном этапе. Предпроектные риски инициатор также берет на себя. Оставшиеся 80% инвестиций, которые вкладывает банк-кредитор, необходимо вложить уже на этапе фактической реализации проекта. Это снижает риск невозврата кредита для банка.
Для включения проектов в программу большие усилия приходится прикладывать региональным властям. Они, конечно, заинтересованы в реализации на своей территории инвестпроектов — это приток частных денег, налоговые отчисления, рабочие места... Поэтому за получение права реализации тех или иных проектов на аппаратном уровне ведется серьезная борьба. Лоббистские возможности губернаторов при этом выходят на первый план. Так, очевидно, глава Воронежской области Алексей Гордеев внес значительный вклад в реализацию сразу нескольких проектов по программе проектного финансирования в регионе. Сказался его опыт работы в Минсельхозе, нужные связи. Впрочем, нельзя объяснять выделение льготного финансирования одними лишь лоббистскими усилиями регионов. Многое зависит от самих проектов — от их целесообразности, от бизнес-плана и ожидаемой отдачи, от опыта компании-инициатора.
Реализуемые в Черноземье проекты направлены преимущественно на развитие импортозамещения в сельском хозяйстве. Конечно, это обусловливается спецификой региона. Но при обилии сельскохозяйственных проектов промышленные, работающие на диверсификацию бизнеса в Черноземье, обращают на себя внимание федеральных властей и имеют больше шансов получить льготное финансирование.
Для бизнеса участие в программе проектного финансирования привлекательно еще и из-за меньшего числа препятствий для получения кредита. Без субсидий банки обычно неохотно выделяют средства по проектному финансированию из-за отсутствия предмета залога: еще не реализованный проект невозможно было заложить в ЦБ в рамках рефинансирования. А из-за фондирования со стороны ЦБ на особых условиях (кредиторы выделяют заемщикам кредит под 11% годовых, а ЦБ фондирует банки под 9%) банки охотнее идут на выдачу кредитов.
В целом можно сказать, что субсидированные кредиты по программе проектного финансирования стали действенной мерой по поддержке особо значимых инвестпроектов. Эта мера во многом лучше, чем наращивание профильных программ поддержки, — так или иначе любая программа упирается в процентную ставку по кредиту, а рассчитывать на субсидирование большого количества проектов со стороны государства в нынешних экономических условиях не приходится. Однако действующий механизм проектного финансирования требует доработки с точки зрения перечня критериев проектов, которые претендуют на получение льготных денег: возможно, на фоне увеличения количества заявок имеет смысл прописать дополнительные требования.