Автопром хочет учета складов
На одних продажах локализация не получается
У производителей автокомпонентов, столкнувшихся с падением заказов от автозаводов и их простоями, возникли проблемы с достижением необходимого уровня локализации производства. Нынешняя формула расчета учитывает лишь проданную продукцию, и, как выяснил "Ъ", поставщики просят изменить правила так, чтобы засчитывать им и складские запасы.
Производители автокомпонентов продолжают бороться за изменение соглашений о промсборке. "Ъ" ознакомился с предложениями Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которые планируется на следующей неделе обсудить с Минэкономики и Минпромторгом. В частности, компании отрасли настаивают на том, чтобы в формуле расчета локализации производства в РФ учитывалась не только реализованная, но и вся произведенная продукция. АЕБ сочла это целесообразным с учетом того, что "применение промсборки содержит именно производственные цели". Глава комитета производителей автокомпонентов АЕБ Андрей Коссов пояснил "Ъ", что сейчас продукция, которую компания на фоне нестабильной ситуации и непредвиденных простоев автоконцернов не продала, учитывается лишь в расчете импортной составляющей локализации, не отражаясь в реализованной. То есть доля импорта комплектующих в цене автокомпонентов растет, а уровень локализации падает.
У АЕБ есть и другие предложения по изменению формулы: например, дать право компании, работающей в рамках промсборки, приостанавливать и возобновлять соглашение (сейчас это считается нарушением и приводит к потере льгот). По постановлению правительства N566 о промсборке автокомпонентов производители получают таможенные льготы на ввоз комплектующих до 2020 года, но с условием роста локализации (до 45% к 2018 году). В Минэкономики подтвердили "Ъ", что формула локализации учитывает только реализованную продукцию. По предложениям АЕБ решение пока не принято. В Минпромторге не ответили на запрос "Ъ".
Глава Национальной ассоциации производителей автокомпонентов Михаил Блохин полагает, что формула локализации "слишком упрощенная" и не учитывает сложившихся кризисных тенденций. Впрочем, один из источников "Ъ" в отрасли говорит, что многие игроки "физически" не соответствуют необходимому уровню локализации, но достигают его, "играя с конечной ценой". Но, по его словам, Минпромторг и Минэкономики пригрозили усилить контроль над выполнением обязательств, и теперь компании "хотят иметь право самим приостановить сборку во избежание потенциальных недовольств и санкций".
Предложения об изменении условий промсборки звучат с начала года на фоне снижения производства автомобилей. Производители, в частности, настаивали на введении коэффициента, нивелирующего девальвацию национальной валюты: сейчас в рублевом выражении стоимость импортных компонентов растет, снижая уровень локализации. Также выдвигалась идея учета экспорта готовой продукции при расчете локализации (см. "Ъ" от 9 июля). Но, как говорят источники "Ъ", компаний, способных работать на экспорт, немного.
По данным Росстата, за январь--сентябрь выпуск легковых машин в РФ упал на 24,5%, до 956 тыс. машин, грузовиков — на 20,3%, до 89,9 тыс. машин, автобусов — на 14,8%, до 25,8 тыс. единиц. В третьем квартале стало известно о приостановке производства ряда компаний, а около 30 участников рынка не реализовали планы по запуску заводов в РФ. Кроме того, как сообщали "Ъ" в Минэкономики, в 2014 году уже было приостановлено семь соглашений о промсборке в связи с недостижением уровня локализации. О нарушениях соглашений по этому году станет известно после представления компаниями отчетности к маю 2016 года, говорят в министерстве. Андрей Томышев из EY считает предложения по изменению формулы локализации актуальными в кризис: без таких поправок коэффициент локализации может значительно искажаться.