"Мы сохраняем культурное наследие Италии"
Микеле Коппола, Intesa Sanpaolo
Когда и зачем банк Intesa Sanpaolo стал показывать свои коллекции?
Мы занялись популяризацией наших художественных коллекций в 1990-x. История группы Intesa Sanpaolo — это история 300 банков, представленных в Италии. А значит — и 300 банковских коллекций, которые в настоящее время поделены на четыре крупных собрания. Первым мы открыли для публики Palazzo Leoni Montanari в Виченце в 1990 году. Здесь хранится впечатляющее собрание русских икон, здесь же находится и внушительная коллекция греческой керамики. В 1999-м открылся Palazzo Zevallos Stigliano в Неаполе, в котором выставлены работы не только Караваджо, но и многих других мастеров — например, Винченцо Джемито, великолепного неаполитанского скульптора и художника. В 2011-м — Gallerie d'Italia Piazza Scala в Милане. Здесь выставлено две коллекции: одна из них — от Кановы до Боччони, другая — искусства XX века, которая сначала принадлежала другому банку — Banca Commerciale Italiana.
Зачем мы это делаем? То, что мы храним,— это, конечно, собственность банка, но в то же время и наследие всей страны. Поэтому мы приняли решение открыть часть коллекций для всех желающих их увидеть.
У вас есть и галерея в Турине, но она отличается от трех других.
В Турине мы решили не открывать художественную галерею, как, например, в Милане на Пьяцца Скала, а основать фонд Camera — итальянский центр фотографии, в котором будут проходить только временные выставки.
Как развивается коллекция? Вы приобретаете новые работы?
Иногда мы покупаем новые произведения, но чаще используем существующее наследие нашей группы. В нашей коллекции есть различные произведения искусства: живопись, фарфор, монеты, мебель и многое другое. Сейчас мы собираемся показать еще одну коллекцию Intesa Sanpaolo — это собрание из Венеции, которое стало собственностью группы после покупки крупного венецианского банка Cassa di Risparmio di Venezia. Оно будет выставляться на верхнем этаже Palazzo Querini Stampalia в Венеции.
Одалживаете ли вы работы из своей коллекции на выставки? Где их можно было увидеть?
Да, мы принимали участие примерно в 80 выставках. Так, два года назад Караваджо из нашей коллекции был показан в ГМИИ им. А. С. Пушкина — это работа из коллекции Banco di Napoli, который стал частью Intesa Sanpaolo.
Как вы считаете, какие произведения из коллекции Intesa Sanpaolo представляют наибольшую культурную ценность?
Кроме Караваджо это работы Антонио Кановы, но тут важно уточнить: часть его работ находится в нашей собственности, а часть — принадлежит Фонду Карипло, но выставлена у нас. Кроме того, большую культурную ценность представляют произведения и Джованни Баттисты Тьеполо, и Лучо Фонтаны, и редчайшие греческие вазы из нашей коллекции.
Чтобы их увидеть, нужно покупать билет? Или вход в ваши галереи бесплатный?
Он был бесплатным. Но в этом году мы изменили свое решение. Я объясню его на примере миланской галереи: мы считаем Gallerie d'Italia Piazza Scala культурным достоянием города, туристической достопримечательностью, поэтому вход в нее мы сделали платным, как и во все миланские музеи. Так же мы поступили в Виценче и Неаполе. Чтобы посмотреть основную коллекцию, нужно купить билет за €5, основную коллекцию плюс временные выставки — за €10. Но это не способ покрытия расходов хотя бы потому, что таким образом расходы не покроешь, а демонстрация того, что наши музеи — неотъемлемая часть музейного фонда Милана, Виченцы и Неаполя.
Кроме того, мы предлагаем много бесплатных образовательных программ — их финансирует Intesa Sanpaolo — для школ и других учреждений. Мы проводим бесплатные тематические дни, организованные для иностранных общин, так как верим, что только благодаря культуре возможна интеграция. Мы организуем специальные экскурсии для людей с ограниченными возможностями. У нас есть совместный проект с Католическим университетом Святого Сердца, который проводит исследования эффективности такой арт-терапии. Мы устраиваем бесплатные занятия для детей, связанные с темой той или иной части нашей экспозиции. Мы ведь хотим не просто сделать свои галереи доступными для всех, но превратить их в публичное пространство, живое, обращенное к обществу.
Расскажите о вашем реставрационном проекте.
Одно из главных достоинств Италии — это ее наследие. От старинной церкви в маленьком городке до произведения из коллекции государственной галереи. Главное — сохранить это наследие. Поэтому 26 лет назад наш банк начал проект, который называется "Возвращение". Его смысл в том, чтобы вместе с государственными структурами отобрать произведения искусства, которые нуждаются в реставрации. Банк финансирует реставрацию и потом возвращает работы фонду или музею, которому они принадлежат. За 26 лет мы отреставрировали тысячи произведений. Сейчас мы реставрируем некоторые работы, которые будем показывать в 2016 году в Милане. Раз в два года мы устраиваем выставку произведений, которые нам удалось восстановить. Каждый раз — в разном городе.
Как вы участвуете в реставрации? Кроме того, что ее финансируете.
Мы взаимодействуем с различными курирующими структурами, с Министерством культуры, общественными организациями, с теми, кто отвечает за сохранность культурного наследия. Мы не только оплачиваем работу лучших историков искусства и реставраторов, но и осуществляем контроль — на нас работают многие признанные в Италии эксперты. Они определяют ценность произведения искусства и объем реставрационных работ, но сами работы не выполняют. Реставраторов для проекта выбирают кураторы объекта.
Как вы считаете, хорошо ли ваши культурные проекты известны в мире?
Думаю, нам надо приложить еще много усилий, чтобы рассказать о той работе, которую проводит группа Intesa Sanpaolo. Сейчас наши проекты, похоже, больше известны в Италии. Рассказывать о них очень важно — не для того, чтобы получить признание, но для того, чтобы нашему примеру последовали другие. То, что мы делаем, может служить стимулом для других компаний. Поможет им не бояться участвовать в сохранении культурного наследия нашей страны.