Аргентина рвет родственные узы
Впервые с 2003 года президентом страны станет политик не из семьи Киршнер
В Аргентине завершается 12-летняя эпоха правления семьи Киршнер. В воскресенье в стране пройдут президентские выборы, фаворит которых — кандидат от правящего блока "Фронт за победу" Даниэль Сциоли. Будучи соратником президента Кристины Киршнер, он идет на выборы под лозунгом "Продолжение с изменениями". Под изменениями подразумевается нормализация отношений с США. Главный конкурент Даниэля Сциоли оппозиционер Маурисио Макри настроен куда более радикально, обещая оставить в прошлом крен Буэнос-Айреса в сторону РФ и Китая. От того, кто одержит победу, зависит не только внешнеполитический курс Аргентины, но и судьба самой госпожи Киршнер: триумф оппозиции может грозить ей судебными разбирательствами. C подробностями из Буэнос-Айреса — корреспондент "Ъ" АЭЛИТА КУРМУКОВА.
На кресло президента претендуют шесть кандидатов, имена которых стали известны по итогам своеобразных аргентинских "праймериз" — обязательного первичного голосования, состоявшегося 9 августа. Фаворит гонки — губернатор провинции Буэнос-Айрес, кандидат от правящего блока "Фронт за победу" Даниэль Сциоли. Его главный девиз — "Продолжение с изменениями". 58-летний политик обещает преемственность курса, в том числе в вопросе отношений с Москвой.
После визита Кристины Фернандес в Россию в апреле этого года отношения между нашими странами, как утверждают в Москве и Буэнос-Айресе, вышли на уровень "всеобъемлющего стратегического партнерства". "Наверное, сейчас мы проходим лучший отрезок (в истории двусторонних отношений.— "Ъ") с точки зрения результативности и положительного настроя",— заявил накануне в ходе визита в Буэнос-Айрес заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков. По целому ряду вопросов позиции двух стран совпадают. Так, в марте 2014 года Аргентина воздержалась при голосовании в Генассамблее ООН по резолюции, осуждающей РФ за присоединение Крыма. Россия, в свою очередь, поддерживает стремление Аргентины к проведению прямых двухсторонних переговоров с Британией с целью мирного урегулирования спора вокруг Фолклендских островов (в Аргентине их называют Мальвинскими).
"Сциоли, если выиграет, не будет радикально менять курс в отношениях с Москвой,— уверен экономист университета Буэнос-Айреса Рикардо Аронскайнд.— При этом он придерживается более центристских взглядов, нежели Кристина Фернандес, по поводу роли США в регионе и мире". Собеседник "Ъ" полагает, что "такая тактика позволит привлечь в Аргентину больше иностранного капитала, который, по мнению Сциоли, сократился из-за жесткого имиджа Кристины Фернандес, сформированного западной прессой".
Из-за двойного налогообложения и ограничения на валютные операции инвесторы действительно осторожны с Аргентиной. Из Буэнос-Айреса ушли многие дома моды и крупные ювелирные компании. По данным экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна, в 2014 году объем иностранных инвестиций в Аргентину сократился на 41% и составил $6,6 млрд — это самый низкий показатель с 2009 года. Даниэль Сциоли рассчитывает увеличить объем иностранного капитала до $30 млрд.
В отличие от господина Сциоли, его главный соперник на выборах, лидер оппозиционной партии "Республиканское предложение" Маурисио Макри, выступает против излишнего уклона в сторону Китая и России. В местных СМИ он неоднократно заявлял о намерении вернуть тесные связи с Европой и США. Господин Макри, за которым в основном стоят обеспеченные аргентинцы, выступает за сокращение госрасходов и снижение налогов для крупного бизнеса. Он единственный из кандидатов предложил полностью рассчитаться с американскими хедж-фондами, вернув им $1,3 млрд. Это означало бы для Аргентины дефолт.
Самый молодой кандидат в президенты Аргентины — 43-летний мэр города Тигре Серхио Масса. Ряд оппозиционных СМИ называет его "главной надеждой на избавление от "киршнеризма"". В 2008-2009 годах он возглавлял кабинет министров Кристины Фернандес, но из-за разногласий с президентом ушел в оппозицию и создал собственную партию "Фронт обновления".
На фоне других кандидатов позиции Серхио Массы заметно слабее. По данным соцопроса аргентинского издания Pagina 12, обнародованного в прошлое воскресенье, Даниэля Сциоли поддерживает 41% избирателей, Маурисио Макри — 28%, а Серхио Массу — 22%. Согласно аргентинской конституции, для победы в первом туре кандидату необходимо набрать 45% голосов или 40% голосов с обязательным отрывом от ближайшего соперника в 10%.
"Независимо от того, кто выиграет эти выборы, новому президенту придется учитывать мнение Кристины Фернандес при принятии крупных политических решений,— отмечает в разговоре с "Ъ" экс-премьер Аргентины, давний соратник семьи Киршнер Альберто Фернандес.— Кристина сохранит контроль над Центробанком, Федеральным агентством государственных доходов и агентством по разведке". Другие эксперты дают более сдержанные прогнозы, но также предполагают, что Кристина Фернандес так или иначе останется в политике. Ее сын Максимо Киршнер баллотируется в депутаты парламента от южной провинции Санта-Крус. А на пост губернатора этой же провинции претендует Алисия Киршнер — золовка действующей главы государства.
Впрочем, в любом случае политические перспективы Кристины Киршнер будут зависеть от исхода президентской гонки. Победа Даниэля Сциоли гарантирует ей иммунитет от судебных преследований, инициированных оппозицией (в частности, по обвинениям в причастности к таинственной смерти прокурора Альберто Нисмана). Если же аргентинцы выберут Маурисио Макри, правосудие вряд ли оставит госпожу Фернандес и членов ее правительства в покое.