Электрички вернулись в суд
СКППК требует пересмотра экономически обоснованного тарифа
Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания (СКППК) добивается в суде пересмотра тарифа на перевозку пассажиров. В компании говорят, что региональная служба по тарифам не учитывает снижение пассажиропотока в этом году на 35%, вследствие чего он оказывается заниженным. Эксперт считает, что СКППК будет сложно доказать неверный расчет из-за отсутствия в законе конкретных указаний для этой процедуры.
ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» подало в арбитражный суд Ростовской области иск к региональной службе по тарифам (РСТ), предварительное заседание по делу назначено на 26 октября. Как рассказал „Ъ“ гендиректор СКППК Андрей Лесниченко, компания заявляет о необходимости увеличить существующий экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров в пригородных поездах, так как он не обеспечивает полное покрытие убытков перевозчика. По словам господина Лесниченко, в службе не учитывают снижение на 35% пассажиропотока на полигоне Северо-Кавказской железной дороги в этом году. В числе причин топ-менеджер называет ситуацию с Украиной, активное строительство автомобильных дорог, в том числе магистрали Ростов—Азов и открытие нового Ворошиловского моста. Кроме того, многие крупные предприятия региона в связи со сложной экономической ситуацией переходят на четырехдневную рабочую неделю, что также сказывается на числе пассажиров в сторону сокращения потока, говорит Андрей Лесниченко.
Директор СКППК пояснил, что экономически обоснованный тариф рассчитывается делением расходов перевозчика на число перевезенных пассажиров. «В расходной части с властями Ростовской области мы по большей части согласились, проблема — в делителе»,— отмечает господин Лесниченко. По его словам, компания направляла в региональную службу по тарифам несколько писем, где указывала на необходимость пересмотра расчетов, но ответа не получила. Согласно постановлению службы от 22 января этого года, максимальный тариф на перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении в Ростовской области составляет 14,5 руб. за одну тарифную зону. В прошлом году он составлял 12 руб., уточняет Андрей Лесниченко. В целом по итогам этого года перевозчик ожидает около 100 млн руб. убытков.
Заместитель руководителя РСТ Елена Воронцова, которая курирует вопросы транспорта, от комментариев по телефону отказалась.
ОАО СКППК создано на полигоне Северо-Кавказской железной дороги с участием в уставном капитале ОАО РЖД и Ростовской области. 26% акций контролирует ГУАП РО «Азовское дорожно-ремонтное строительное управление», 76% — РЖД. Компания перевозит пассажиров в семи субъектах Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания и Дагестане. Выручка в 2014 году, по данным СПАРК,— 1,06 млрд руб., чистый убыток — 201,6 млн руб.
Напомним, конфликт регионального правительства и СКППК начался в прошлом году. В исках к ростовским министерству финансов и транспорта перевозчик указывал, что в 2010 и 2011 годах сумма некомпенсированных потерь от пригородных перевозок не покрыла экономически обоснованные затраты компании, в результате чего она понесла убытки на 355,6 млн руб. и 111,5 млн руб. соответственно. Всего, по данным СКППК, с 2011 по 2013 год сумма некомпенсированных потерь составила 436,7 млн руб. В сентябре 2014 года компания отменила 11 из 59 пригородных поездов в Ростовской области, сообщив, что приводит объемы движения пригородных поездов в соответствие с размерами субсидий регионального бюджета. В свою очередь минтранс подал в арбитраж иск к СКППК о возврате субсидий за 2011 год на общую сумму 31 млн руб. и процентов за пользование чужими средствами — 7,6 млн руб. В июне текущего года министерство транспорта Ростовской области заключило с СКППК соглашение о компенсации выпадающих доходов за период 2012–2014 годов в сумме 103 млн руб. до 2024 года. Андрей Лесниченко говорит, что иск не противоречит этому документу: «В соглашении были зафиксированы предыдущие убытки, сейчас речь идет о текущей ситуации». Он подчеркнул, что отменять пригородные поезда в Ростовской области компания не намерена.
Руководитель проектов отдела экспертизы цен и тарифов Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Денис Белогородов считает, что СКППК будет сложно доказать неверный расчет экономически обоснованного тарифа из-за отсутствия по этому поводу в законе конкретных указаний. «Есть указания службы по тарифам о методе расчета затратной части, тогда как методика подсчета тарифов нигде не прописана. Поэтому не очень понятно, к чему будет апеллировать компания в суде»,— пояснил эксперт.