Пилот "Трансаэро" взлетит до гендиректора
Компанию может возглавить Валерий Зайцев
В авиакомпании "Трансаэро", с сентября находившейся под операционным контролем "Аэрофлота", может смениться гендиректор. По данным "Ъ", совет директоров уже назначил на этот пост заместителя летного директора "Трансаэро" и действующего пилота Валерия Зайцева. Он сын бывшего замминистра транспорта Геннадия Зайцева, с которым совладелец "Сибири" Владислав Филев, по его словам, советовался о покупке контрольного пакета "Трансаэро".
Вчера состоялось заочное заседание совета директоров авиакомпании "Трансаэро", на котором, как рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией, основной темой стало избрание нового гендиректора. До начала сентября этот пост занимала совладелица компании Ольга Плешакова (сейчас возглавляет совет директоров), но затем ее сменил выходец из "Аэрофлота" Дмитрий Сапрыкин. Это решение стало первым этапом одобренной комиссией при первом вице-премьере Игоре Шувалове санации "Трансаэро" ("Аэрофлот" должен был купить 75% плюс 1 акцию проблемного перевозчика "по цене не более 1 руб."). Но в конце месяца сделка сорвалась, акционеры не смогли в срок собрать пакет акций, а кредиторы не договорились о реструктуризации долга "Трансаэро" в 250-260 млрд руб.
Как сообщал "Ъ", на заседании совета директоров выступали 12 банков--кредиторов авиакомпании. Часть кредиторов "Трансаэро" были недовольны действиями нового менеджмента. Банки, создавшие специальный кредитный комитет, считали, что политика руководства привела к полной потере ликвидности "Трансаэро" и резкому снижению выручки. Смена гендиректора стала выглядеть реализуемой после того, как во вторник стало известно о том, что совладелец авиакомпании "Сибирь" Владислав Филев покупает у Александра Плешакова "более 51%" акций "Трансаэро".
Как говорят источники "Ъ", на заочном заседании главой "Трансаэро" избрали Валерия Зайцева, заместителя летного директора авиакомпании. Но в "Аэрофлоте" "Ъ" сообщили, что пока о кадровых перестановках в компании не знают. В "Трансаэро" и Минтрансе на запросы "Ъ" не ответили. Источники "Ъ" отмечают, что господин Зайцев — действующий пилот, а на кандидатуре руководителя, "способного обеспечивать безопасность полетов", настаивал Владислав Филев. По словам собеседников "Ъ", Валерий Зайцев обладает авторитетом среди летного персонала и при желании может оказать на него влияние. "Поскольку бывшие акционеры супруги Плешаковы сейчас не могут оказывать значительного воздействия на развитие ситуации, необходимо привлечь к руководству человека, имеющего вес в коллективе",— говорит один из источников "Ъ".
Впрочем, есть и другое объяснение выбора гендиректора: отец Валерия Зайцева Геннадий — экс-глава Федеральной авиационной службы (сейчас Росавиация) и до 1999 года первый заместитель министра транспорта. Господин Филев признал, что советовался с экс-чиновником по вопросу покупки "Трансаэро". Источники "Ъ" говорят, что Валерий Зайцев состоит в родственных связях и с главой ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" Игорем Моисеенко. Один из собеседников "Ъ" напоминает, что долг "Трансаэро" перед ФГУПом за аэронавигационное обслуживание составляет 1 млрд руб.
По сути, у нового гендиректора осталось лишь три дня на реальную работу: Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта "Трансаэро" с 26 октября. Впрочем, источник "Ъ" в отрасли уверяет, что это не конец: "Уже издан и подписан приказ об аннуляции сертификата эксплуатанта, но штамп на документе должен быть поставлен 26 октября, и ситуацию еще могут переиграть". "Аэрофлоту" важно, чтобы "Трансаэро" долетала под его контролем последние дни до аннулирования, а после этого получить права на международные маршруты компании, считает глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев, но для кредиторов, желающих сохранить компанию, и новых акционеров, безусловно, важно вернуть операционное управление.