Арт-аппарат

Немцы сыграли в Петербурге "Войну и мир"

В среду в клубе "Космонавт" выступил немецкий электронный проект Apparat. Большая часть программы составлена по следам последнего альбома Apparat "Krieg und Frieden (Music for Theatre)". Концерт оказался сочетанием музыки и видеоинсталляции, вполне достойной арт-выставок. МАКС ХАГЕН приобщался к современному искусству во всех его проявлениях.

Предыдущие появления в Петербурге одного из самых продвинутых на сегодняшний день европейских электронщиков и продюсеров Саши Ринга вполне подходили под понятие "обычного" концерта. Немецкого музыканта и главное лицо проекта Apparat несколько лет назад можно было увидеть на фестивале Stereoleto и на концерте проекта Moderat, в котором он также является одним из главных участников. Проходящий сейчас тур называется "Soundtracks", и выступления Саши Ринга и его группы здесь уже перешли на высший во всех смыслах уровень.

В 2012-м Apparat написал музыку к спектаклю режиссера Себастьяна Хартманна по роману "Война и мир". Аскетичная, но впечатляющая постановка получила заслуженные похвалы, а дополнительно переработанная музыка вышла отдельным альбомом. Обставить титанов вроде Сергея Прокофьева задачи не стояло, а чтобы слушать эти композиции, не обязательно быть отличником по литературе, осилившим все четыре тома романа. Это где-то деликатная, где-то нервная музыка, одновременно заставляющая вспомнить и исландцев Sigur Ros, и популярную неоклассику Макса Рихтера, и ранние эксперименты самого Саши Ринга с IDM. 45 минут альбома ориентированы не столько на обширное повествование, сколько на отдельные эмоции и ключевые моменты. Впрочем, своего вкуса воспоминаниям, например, про небо Аустерлица, эти композиции вполне добавляют. В ближайшем будущем Apparat обеспечит музыкой и следующий спектакль Хартманна — уже по "Бесам" Достоевского.

Некоторые концерты Apparat с этой программой и проходили в самых настоящих театрах. В клубе "Космонавт" же по просьбе артиста был организован сидячий партер, а передвижения по импровизированному "театральному залу" не приветствовались. Хотя формальным главным лицом во время концерта являлся, естественно, сам Саша Ринг, одна из главных ролей здесь отводилась струнному дуэту. Виолончелист Филипп Тимм и скрипач Кристоф Хартманн как раз и заведовали классикой в широком смысле. Впрочем, музыка "Krieg und Frieden" такова, что от классики до авангарда и шумовых экспериментов, как, например, в композициях "44" или "Tod", здесь было недалеко. Так что могли и умиротворить, и царапнуть, и нагнать откровенного напряжения вдогонку за электроникой. Семплеров, контроллеров и клавиш на сцене было хоть отбавляй, а сбившаяся на полсекунды в самом начале концерта аппаратура заставила музыкантов заметно вздрогнуть.

В сидячей рассадке свой смысл был. Действо, пусть и завязанное на музыку, в целом оказывалось чем-то между концертом и выставкой современного искусства. Внимание и погружение здесь были, пожалуй, важнее "хитов". Так, камерная электроника и отдельные песни шли под видеоряд, в основном довольно сумрачный и абстрактный, но вполне эффективный в контексте происходящего. И здесь зрителям повезло: кроме музыки как таковой, они получали еще и полноценную видеоинсталляцию от маститого немецкого проекта Transforma, за которой в ином случае следовало бы отправляться в европейские музеи современного искусства. Его козырь — создание видео в реальном времени. На небольшую прозрачную подставку под руками творцов выкладываются разнообразные объекты, рассыпается всякая мелочь или проецируются световые паттерны, которые тут же снимаются парой камер, обрабатываются и отправляются уже на большой экран. Над сценой появлялись то ландшафты, то психоделические блики, проплывали невесть из чего сделанные тучи, а на песне "Light On" — обнаружилось даже подобие "Черного квадрата" Малевича.

Выступление Apparat так и шло где-то на грани между арт-сном и концертной явью — особенно в те моменты, когда Саша Ринг все же подходил с гитарой к микрофону. Возможно, песен могло бы быть и больше, в конце концов, в первую очередь Apparat любим в первую очередь за альбом "The Devil's Walk", с которым вышел на широкую публику. Зато между вещами из "Krieg und Frieden" возникали совсем экспериментальные композиции, завязанные больше на шум и ритм, а также никогда ранее не игравшаяся "Not a Number" из старого альбома "Walls" и одна совсем новая песня. Те, кто хотел чего-то более привычного, свое утешение получили ближе к окончанию концерта. Публика с первых нот узнала песню "Ash Black Veil", а на заключительную "Black Water" — самую известную и одну из самых красивых у Apparat — отозвалась стоячей овацией, благо уже можно было подняться с мест. Но, надо сказать, поводов хватило бы и так.

Вся лента