Без права на запрос
ЦБ счел чрезмерным интерес миноритариев к корпоративному управлению
Центробанк выступил за отмену права миноритарных акционеров запрашивать дополнительную информацию у эмитента. Регулятор объясняет это тем, что акционер не должен выполнять ревизионную функцию в обществе. Компенсировать право на запросы ЦБ предлагает через расширение перечня информации, подлежащей раскрытию эмитентом. Юристы опасаются, что ограничение права миноритариев запрашивать документы у компании может вообще лишить их возможности привлекать к ответственности топ-менеджмент за возможные злоупотребления.
Предложение отменить право миноритарных акционеров запрашивать дополнительную информацию у эмитентов первый зампред ЦБ Сергей Швецов высказал вчера на конференции по корпоративному управлению. Господин Швецов расценивает запросы миноритариев о предоставлении информации как "ревизионную функцию" и показатель "недоверия совету директоров, внешнему аудиту, внутреннему аудиту и менеджменту". "Зачем он тогда вообще участвует как акционер, что это за миссия инвестора, который вложил 14 руб. и купил несколько акций, по улучшению корпоративного управления в компании, это странно",— заявил он, предложив компенсировать это расширением информации, подлежащей публичному раскрытию. В случае нераскрытия информации миноритарии, по его словам, могут пожаловаться регулятору.
Реакция миноритариев была предсказуемой. "Интересы миноритариев опять хотят грубо нарушить. Особенно обидно, что предлагает это ЦБ, который при поглощении ФСФР обещали поставить в приоритет вопросы защиты их прав",— говорит Денис Спирин, директор по корпоративному управлению компании Prosperity Capital, которая является миноритарным акционером, в частности, генерирующих и электросетевых компаний. По его словам, масштабной проблемы со злоупотреблением миноритариями правом на доступ к информации нет, она преувеличивается эмитентами. "Пока непонятно, каким образом будут ограничены права миноритариев запрашивать информацию, но в любом случае к самой постановке вопроса отношусь резко отрицательно. По закону акционер, независимо от размера, может запрашивать любую информацию о компании, поскольку иного способа получить сведения, которые его интересуют, он не имеет. Собрания акционеров, особенно крупных структур, проходят таким образом, что акционеров там ставят перед фактом",— говорит и миноритарий ВТБ Владимир Синяков.
У компаний эмитентов противоположная позиция. Руководитель корпоративной практики АК "Павлова и партнеры" Артем Василевич, представляющий интересы директора Кировского завода в спорах с миноритариями, считает идею ЦБ правильной: "Это упростит жизнь акционерным обществам и позволит бороться со случаями, когда акционеры забрасывают компанию многочисленными запросами о документах и мешают нормально работать". При этом за непредставление информации налагаются немаленькие штрафы — 500-700 тыс. руб., напоминает он. Господин Василевич полагает, что предлагаемые ЦБ ограничения не коснутся основных документов общества. "Уставы, протоколы совета директоров и общего собрания акционеров миноритарии смогут получать и впредь, а отменено, видимо, будет право на запрос менее значительной информации",— говорит он. Впрочем, конкретики по этому вопросу господин Швецов вчера не представил.
Кроме ущемления своих прав, миноритарии усматривают в предложении регулятора еще и способ для топ-менеджеров эмитентов избежать ответственности за злоупотребления.
"Право на доступ к информации по запросу — основа всех прочих прав акционеров, включая право требовать привлечения членов совета директоров и менеджмента компании к ответственности. Без документов невозможно будет обосновать иск, соответственно, не будет и ответственности",— предупреждает господин Спирин. По его мнению, в действующем законодательстве достаточно взвешенный подход (см. справку на этой странице). А компенсация запрета на запрос сведений более широким раскрытием информации работать не будет, считает он. "Те, кто не хочет, не раскрывали и не будут. Мы сталкивались со случаями, когда раскрытие формально было, но понять, что же произошло, акционеры не могли",— говорит господин Спирин. Впрочем, как ни парадоксально, идея ЦБ вызвала опасения не только у миноритариев, но и у самих эмитентов. Они опасаются перегиба в обратную сторону. "Важно, чтобы ЦБ не переборщил с расширением перечня информации, ведь сейчас ПАО и так должно публиковать большое количество документов",— говорит господин Василевич.