Россияне тратят на импортную еду столько же, сколько и раньше
Мониторинг / импортозамещение
В опубликованном вчера октябрьском оперативном экономическом мониторинге РАНХиГС, ВАВТ и ИЭП им. Егора Гайдара предпринята очередная попытка оценить успешность замещения импорта продовольствия. Авторы исследования разделяют импортозамещение на товарное (в натуральном виде) и стоимостное (сокращение затрат на импорт и их рост на отечественные аналоги). Товарного импортозамещения не происходит, если импорт сокращается при одновременном спаде потребления продукции (в том числе российской) на ту же или большую величину.
По данным ФТС, продовольственный импорт в физическом объеме сократился в годовом выражении за январь--август 2015 года на 27%, но, по оценкам доклада, физическое потребление упало при этом лишь на 10%. В условиях роста цен наблюдалось замещение потребления продовольствия импортных продуктов отечественными. "Этому способствовало увеличение производства сельхозпродукции, частично продукции пищевой промышленности, снижение импорта и снижение курса рубля",— сказано в докладе.
Вместе с этим стоимостная доля импорта в рознице сократилась незначительно (см. график), а импорт в рублевом эквиваленте в августе 2015 года превысил уровень 2014 года. Это косвенно свидетельствует о том, что домохозяйства продолжают тратить на импортные продукты тот же объем средств, сокращая количество потребляемых товаров, указывают авторы исследования,— так что в целом по стоимости импортозамещения не происходит.
В отличие от общего продовольственного импорта ввоз молочных продуктов снизился как в долларовом выражении (более чем в два раза), так и рублевом. Это может свидетельствовать о том, что потребители стали тратить на импортные молочные продукты меньшую часть своего бюджета, чем в 2014 году. Впрочем, и тут говорить о замещении импорта нужно с большой осторожностью, отмечают аналитики. Уровень продовольственной независимости России по молоку — около 78%, рост производства молока в сельском хозяйстве в первом квартале 2015 года — 0,9% в годовом выражении, во втором — минус 0,9% при сокращении импорта почти в два раза. "Скорее нужно говорить о сокращении потребления в первую очередь за счет уменьшения покупки импортных продуктов",— заключают эксперты.