«Мера выглядит немного экстравагантно»
Губернаторов предлагают наказывать за траты на самопиар
Правительство поддержало идею сажать губернаторов за пиар на бюджетные деньги. Такой документ ранее подготовили депутаты Михаил Дегтярев, Александр Бурков и Александр Ющенко. Авторы пообещали внести законопроект в Госдуму, если правительство положительно на него отреагирует. По словам Дегтярева, отзыв поступил, но с требованием серьезно доработать текст документа, пишет РБК. Согласно законопроекту, за крупные траты в размере от 1,5 млн до 7,5 млн руб. чиновников будут карать либо штрафом от 100 до 300 тыс. руб., либо принудительными работами на срок до двух лет, либо двухлетним лишением свободы. За траты более 7,5 млн предусматривается штраф до 500 тыс. или тюремный срок пять лет. Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Алексея Корнеева.
— Насколько эффективным может быть этот законопроект, даже с учетом поправок правительства, которых довольно много?
— Об избыточных тратах губернаторов говорят уже много лет, эта тема всплыла в 2013 году во время конференции Народного фронта, и потом президент в своем послании об этом говорил, но это не сильно тогда повлияло на губернаторов, потому что не было никаких мер ответственности, никаких юридических требований по этому вопросу. Хотя Минфин давал методические рекомендации, и правительство советовало, но советы советами, а все-таки губернаторы свободны в том, как формировать свой бюджет, у них есть своя определенная самостоятельность. И несмотря на то, что возрастают расходы бюджетов регионов и на социальные нужды, и на экономику в кризисных условиях, и, несмотря на то, что дефициты региональных бюджетов растут, они очень велики, и задолженность регионов тоже очень велика, она уже практически равна дефициту федерального бюджета — это более 2,5 трлн руб.
Но, тем не менее, такие высокие траты на информационное сопровождение своей деятельности в регионах сохраняются. Такие деньги идут и на выборы, и просто на текущее сопровождение, причем тратятся они, я не побоюсь этого сказать, нередко просто бездарно, и ни к каким результатам не приводят, есть там и коррупционная составляющая. Поэтому такая мера, конечно, чрезвычайна и выглядит, может быть, немного экстравагантно, как мера ответственности за траты на пиар, но, по видимому, других эффективных решений в этом направлении сейчас просто нет.
— Но мы знаем, что и Уголовный кодекс тоже можно совершенно легко обходить, и это тоже не проблема.
— Конечно.
— Как вы думаете, почему такие маленькие суммы штрафа, если я не ошибаюсь, 100 тыс., если крупные траты составили от 1,5 млрд до 7 млн руб.?
— Потому что сама трата относительно размеров бюджетов регионов и социально-защищенных статей, и других расходных обязательств просто невелика, но при увеличении начинает возрастать. Кроме того, можно установить вилку, то есть у нас есть штрафы, с другой стороны, можно и привлечь к более серьезной ответственности. Конечно, здесь есть такая составляющая, которая позволяет избирательно подходить к губернаторам. Я думаю, что федеральный центр специально резервировал за собой возможности, чтобы не всех под одну гребенку, губернаторы все-таки есть разные, и это можно использовать в том числе как инструмент воздействия на них. Мы понимаем, что здесь речь может идти о политической составляющей. Таким образом кто-то получит штраф, кто-то вообще не получит никакой ответственности, но мы должны понимать, что надо очень четко определить состав преступления, что он есть, были эти траты фактически, не были они, как их доказывать. В общем, определенное рассмотрение здесь будет.
Тем не менее, как профилактическая мера в любом случае это будет действовать. Ведь помимо уплаты штрафа, даже если он небольшой, у человека появляется судимость, и в законе есть положение о, допустим, запрете или об ограничении занимать определенные должности. Если человек будет судим, то он, скорее всего, потеряет свое социальное положение и потеряет свою должность. Это тоже сопутствующее наказание, которое прямо не прописано в Уголовном кодексе, но фактически оно будет. Ни одно региональное правительство не оставит у власти чиновника, который осужден по Уголовному кодексу, пусть даже и на штраф.
— Понятно, а почему, как вы думаете, судьба законопроекта, в общем, не самая благостная, потому что, учитывая, что президент Путин об этом заявил еще, если я не ошибаюсь, в начале 2013 года…
— В конце 2013.
— В апреле, по-моему?
— Нет, в декабре 2013, 4 декабря.
— Когда президент заявляет о чем-то с какой-то инициативой, то все это довольно быстро реализуется в законопроект, а в данном случае сейчас у нас заканчивается 2015 год, и когда этот закон будет принят, еще непонятно.
— У нас когда как реализуются президентские инициативы, я бы не сказал, что они реализуются сразу. У нас бывает, что то, что скажет президент, не реализуется вообще либо реализуется не совсем так, как он говорил, например, президент в том же послании декабря 2013 сказал о том, что местное самоуправление должно стать независимым и финансово достаточным. Но оно не стало независимым — это вопрос политически важный дискуссионный, оно не стало финансово достаточным, наоборот, у муниципалов просто стали забирать полномочия, но не дали им больше денег, хотя об этом шла речь предварительно на съезде муниципальных образований. Поэтому я однозначно не проводил бы здесь линию. Сейчас президент сказал, что у нас должен быть дефицит бюджета не больше 3%, но я уверен, что в итоге в 2016 году он окажется больше. В этом году он у нас гораздо больше. Здесь много таких моментов. От слов президента до дела большая дорога бывает, во-первых, часто, а во-вторых, бывает все и не совсем так, как он говорил. Но все равно отрадно то, что дошло до дела. Правительство поддержало, это уже означает, что у закона, скорее всего, будет жизнь.
— Поддержал своеобразно, не рекомендуя пока этот законопроект рассматривать в Думе, потому что грядут еще серьезные его переработки.
— Во-первых, будут переработки, во-вторых, я так понимаю, что многие губернаторы просто лоббируют обратный процесс — им это невыгодно, и есть сильные губернаторы, у которых хорошая федеральная поддержка, и мы таких знаем. Я думаю, эти статьи их уже и не коснутся даже в реальности, но они не хотят, чтобы закон был принят. Вообще, губернаторское лобби у нас сохраняется.