Живут за счет России

Экспертиза

Как Таможенный союз помогает контрабандистам зарабатывать

Андрей Суздальцев, замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

В первый раз Россия ощутила проблему отсутствия таможенных границ с ближайшими соседями еще в 1995 году: тогда под телекамеры Лукашенко с премьером Черномырдиным оптимистично срывали пограничные столбы, но как только российские таможенники исчезли, тут же, как снежный ком, выросли объемы контрабанды в Россию. В далекие 1990-е к нам везли тысячи тонн куриных окорочков, спирт Royal, сигареты. В 1998 году, устав терпеть такое положение вещей, Россия вернула таможенные посты и получила окрик из Минска: "Нам не доверяют!" А как доверять? Это тогда родился анекдот о том, как стать богатым белорусом: "Дайте мне в аренду метр границы..." Вопреки всем страшилкам из Минска Россия выжила без поставок контрабанды, но нарвалась на месть со стороны Лукашенко: 2000-2008-е — эпоха конфискатов. В Минске открылся даже целый универмаг конфиската, и полки в нем ломились от товара: белорусские таможенники брали чуть ли не с каждой фуры, пересекающей Белоруссию, по отдельному списку. Дело было поставлено на поток. В первое десятилетие XXI века до 100 млн долларов ежегодно зарабатывал Минск на конфискате. Тогда не стеснялись: дорогие машины отходили администрации президента, если шел груз с цветным металлом, нужным экономике, брали и его. Конечно, валом пошли жалобы в суды, но исход дела также был ясен — суды-то были белорусскими.

В итоге грузы повернули, и импортеры освоили прибалтийский маршрут — через Латвию и Литву. Минск опять заявил претензию, причем не только России, но и балтийским странам. Апофеозом стало закрытие транзита между Калининградом и Россией: фуры в эксклав и обратно приходилось доставлять под конвоем по территории Белоруссии. Почему к теме транзита такое внимание со стороны Минска? Потому что Белоруссия живет за счет четырех вещей: продажи нефтепродуктов из российской нефти, экспорта собственных калийных удобрений, акцизов на спиртное и таможенных платежей.

Когда создавали Таможенный союз в рамках евразийской интеграции России, Казахстана и Белоруссии, много говорилось о том, что будет обмен таможенной информацией, единые правила и политика. Но до сих пор ФТС России до конца неизвестно, какие грузы проходят казахстанскую или белорусскую таможню и что в итоге попадает на российский рынок. И такая ситуация длится уже пять лет. Российский малый и средний бизнес разоряются из-за вала контрабанды. Но самый кошмар начался с введения контрсанкций: в Белоруссии в течение нескольких дней были созданы около 20 фирм, принадлежащих доверенным лицам Лукашенко — белорусским олигархам. Система простая: в специальные центры заходят фуры с санкционными товарами из Европы, где происходят их переупаковка, и с новыми документами они идут дальше в Россию. Минск наличие такой схемы отрицает, но известно, что в Россию еще недавно приходили по 100-150 фур ежедневно с весьма "белорусской" моцареллой, яблоками, дынями, лососем и пр. Это результат работы уже целой отрасли, специализирующейся на контрабанде, доходы от которой идут даже не в бюджет республики, а в карманы правящей элиты. И единственный способ борьбы с явлением — объявить эти продукты недоброкачественными (выставить таможенные посты Россия не может — мешают правила в рамках Таможенного союза, документы на товар, как правило, в порядке, доказать его происхождение крайне сложно). Отсюда и активизация деятельности Роспотреб- и Россельхознадзоров, и показательное уничтожение продуктов.

Выходит, что благодаря Таможенному союзу Россия отдала свой внутренний рынок через Белоруссию Европе, а через Казахстан — Китаю. Это наносит колоссальный ущерб российскому бизнесу. Не говоря уже об ущербе для российского сельского хозяйства. В случае с Казахстаном ситуация еще более тяжелая, чем с Белоруссией. Обратите внимание, как болезненно Астана воспринимает любые попытки поставок российских товаров на казахстанский рынок. Традиция контрабанды там не менее древняя, чем у белорусов, уступает разве что киргизской (Киргизия считается контрабандным хабом для Центральной Азии). В Казахстане переупаковывают китайские товары, и в Россию та же обувь "made in China" попадает с казахстанскими документами и лейблами. Полгода назад растаможить такую фуру стоило 10 тысяч долларов.

Даже не знаю, что делать в ситуации, когда соседи России ее грабят. Маркировка тут не поможет: китайцы будут ставить чипы с не меньшим энтузиазмом. Разве что добиться прихода российских таможенников на внешние границы ЕАЭС? Но власти Астаны и Минска тут же заявят, что они "эту российскую коррумпированную таможню видеть не могут" и "не позволят нарушить свой суверенитет". Если подсчитать доходы элит этих республик от контрабанды, можно представить, как они будут настойчивы. Что ж, трудно спорить с их суверенным правом жить за счет России.

Записала Светлана Сухова

Вся лента