Воробьям здесь не месса

Оценят ли зрители изменившегося до неузнаваемости Джонни Деппа

В российский прокат выходит криминальная драма «Черная месса» Скотта Купера с неузнаваемым Джонни Деппом в главной роли. Фильм основан на книге, та, в свою очередь,— на реальных событиях, когда в Бостоне 70-х пересеклись интересы ирландской мафии и продажных агентов ФБР.

Книга вышла в 2001 году. Еще до первой публикации права на экранизацию приобрел Харви Вайнштейн из Miramax, но отчего-то так и не дал хода фильму до самого истечения срока договора. С 2002-го по 2014-й проект бросало от стадии «завтра начинаем съемки» до «главная звезда (Джонни Депп) и режиссер (Барри Левинсон) покинули картину». В итоге, правда, Депп вернулся, а в режиссерское кресло уселся Скотт Купер — специалист, поставивший «Сумасшедшее сердце», фильм, который по итогам 2009 года помог Джеффу Бриджесу завоевать «Оскара» за лучшую мужскую роль. Заодно Купер переписал сценарий «Черной мессы» и выступил одним из продюсеров, а не самую большую сумму — $53 млн — выделил мейджор Warner Bros., получивший за это право на мировой прокат.

В картине впечатляющий актерский ансамбль, в том числе британец Бенедикт Камбербэтч, на центральной позиции — Джонни Депп. Актер ухватился за шанс перестать, наконец, изображать одинаковых эксцентричных персонажей, похожих на пиратского капитана, и вынудить критиков захлебнуться хвалебными эпитетами. Судя по рецензиям, с задачей Депп справился: отмороженный мафиози Уайти Балджер не имеет никакого сходства, ни внешнего, ни внутреннего, с подавляющим большинством героев Деппа последнего времени, и по мастерству исполнения эта роль превосходит их на две головы. Игру актера хвалят и те, кто счел фильм затянутым и притом лишенным многих важных подробностей источника (и это режиссеру еще пришлось час вырезать). Да что там говорить — сам Джонни Депп назвал Уайти Балджера своей любимой ролью и вопреки обыкновению остался на премьерный просмотр постановки в Венеции. Правда, не по своей инициативе — режиссер попросил.

Результаты прокатного месяца показывают, что мастерство Деппа проняло и зрителей: на одном только домашнем рынке «Черная месса» сумела отбить затраты на производство и даже выйти в небольшой плюс. На момент подготовки статьи премьера картины прошла в большинстве стран, куда были проданы прокатные права, осталось еще 17; при этом в кассе проекта уже $70,6 млн. Коэффициент кассового успеха (ККУ) пока небольшой — 1,33, но до 2, глядишь, дотянет. Правда, такие результаты не дадут «Черной мессе» попасть в пятерку самых кассовых картин про реальных преступников — в США жанр именуется true crime. В рейтинге обосновались более успешные проекты, и в двух из них главную роль исполнил тот же Джонни Депп.

На пятом месте — драма «Донни Браско» 1997 года, где Депп играет вместе с Алем Пачино. Фильм поставил англичанин Майк Ньюэлл, тремя годами раньше взявший премию BAFTA за «Четыре свадьбы и одни похороны». История агента ФБР Джозефа Пистоне, внедрившегося в нью-йоркскую банду под личиной похитителя драгоценностей Донни Браско, получила номинацию на «Оскар» и, располагая всего $35 млн бюджета, заработала по миру $124,9 млн, показав уверенный ККУ 3,56.

Второе появление Джонни Деппа в роли реально существовавшего гангстера наблюдается на четвертом месте топ-5 — его занимает биографическая картина Майкла Манна «Джонни Д.» 2009 года. Не самый исторически корректный, но крепко сделанный фильм об одном из народных героев Америки времен Великой депрессии, грабителе банков Джоне Диллинджере, «враге общества», с блистательной игрой Деппа, как обычно, собрал $214,1 млн. Правда, бюджет большой — $100 млн, так что ККУ самый низкий в подборке — 2,14.

Третью позицию забрал Ридли Скотт с картиной «Гангстер» 2007 года. В ней детектив из Ньюарка Ричи Робертс (Рассел Кроу) противостоит Фрэнку Лукасу (Дензел Вашингтон) — главе гарлемского мафиозного клана, который решил создать криминальную империю на сбыте героина, основываясь на принципах легального бизнеса. Съемки потребовали уже привычные $100 млн, прокат принес $266,5 млн (ККУ 2,66), а также две номинации на «Оскар» и три — на «Золотой глобус».

Второе место удерживает плутовская трагикомедия «Поймай меня, если сможешь» Стивена Спилберга. Именитые режиссеры вообще любят жанр true crime, видимо, за драматические глубины, которые сулят истории о реальных преступлениях. Главную роль мошенника Фрэнка У. Абигнейла-младшего исполнил Леонардо Ди Каприо. Его антагониста, агента ФБР Карла Хэнрэтти,— Том Хэнкс. Кроме того, в список актеров попали Кристофер Уокен, Мартин Шин и отец Джоша Бролина Джеймс. Картину удалось изготовить за $52 млн, а принесла она $352,1 млн — ККУ 6,77, лучший в пятерке. Кроме того, на счету у «Поймай меня, если сможешь» две номинации на «Оскар», три — на BAFTA (и премия Кристофера Уокена за лучшую мужскую роль второго плана), а также номинация на «Золотой глобус» (Ди Каприо). Занимательно, что из картины получился бродвейский мюзикл, который успешно идет с 2011 года и даже попал в четыре номинации театральной премии Tony.

Венчает рейтинг самый свежий из участников, релиз 2013 года «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе — и опять с Ди Каприо в главной роли. Черная комедия про циничного и напористого мошенника Джордана Белфорта, где заняты также Джона Хилл, Марго Робби, Джон Фавро и Мэттью Макконахи, обошлась в $100 млн. Заработки составили $392 млн — ККУ, соответственно, 3,92. У картины пять номинаций на «Оскар» — и ни одной статуэтки. Леонард Ди Каприо тогда очередной раз остался без этой награды, но зато получил персональный «Золотой глобус».

Самые кассовые фильмы о реальных преступниках


1. «Волк с Уолл-стрит»Бюджет: $100 млн

Сборы: $392 млн

ККУ: 3,92

2. «Поймай меня, если сможешь»Бюджет: $52 млн

Сборы: $352,1 млн

ККУ: 6,77

3. «Гангстер»Бюджет: $100 млн

Сборы: $266,5 млн

ККУ: 2,66

4. «Джонни Д.»Бюджет: $100 млн

Сборы: $214,1 млн

ККУ: 2,14

5. «Донни Браско»Бюджет: $35 млн

Сборы: $124,9 млн

ККУ: 3,56

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Вся лента