«Такой диверсии в отношении экономики я еще не видел»

Транспортники Татарстана раскритиковали планы чиновников взимать дополнительную плату с грузовиков

Представители транспортного комплекса Татарстана предрекают «уничтожение» своего бизнеса. О негативных последствиях решения правительства РФ взимать за проезд по федеральным трассам три рубля за каждый километр вчера шла речь на «круглом столе» в Торгово-промышленной палате республики. Транспортники потребовали снизить тарифы, а также отсрочить их введение, намеченное на 15 ноября. Председатель палаты Шамиль Агеев пообещал «выйти на все уровни», опасаясь монополизации рынка грузовых перевозок крупными федеральными игроками.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Вчера представители транспортного бизнеса Татарстана собрались в Торгово-промышленной палате республике, чтобы обсудить постановление правительства РФ, согласно которому с 15 ноября с 12-тонных грузовиков будет взиматься дополнительная плата: 3,06 рубля за километр проезда по федеральной трассе. «Сумма неподъемная. Ее надо пересчитывать», - констатировал вчера глава палаты Шамиль Агеев.

Вице-президент партнерства «Логистика и автоперевозки Татарстана» (возглавляет транспортную компанию «Логистика») Рашит Калимуллин считает, что расходы предприятий в связи с нововведениями увеличатся на 94 тыс. руб. из расчета на фуру, а за год эта сумма превысит 1,1 млн рублей. При этом, по его словам, в реальности предприниматель будет платить не три рубля, а 6,5 рубля за километр, если учесть стоимость кредита, который предприятие вынуждено будет брать, поскольку платежи с большегрузов планируется взимать по принципу предоплаты, а свободных денег у предприятий нет. В связи с этим господин Калимуллин предрек, что транспортные услуги вырастут в цене сразу на 20%, что приведет к удорожанию «социальных товаров», например, молока на 5%. «Я почти 20 лет в транспортном бизнесе, но такой диверсии в отношении экономики еще не видел», - заявил вице-президент партнерства.

Кроме того, Рашит Калимуллин обратил внимание на штрафы, которые предусматривает КоАП РФ за неоплату сборов – до 1 млн рублей для юридических лиц. Эта сумма, по его словам, как «расстрел на месте». «Водитель что ли кого-то убил или ограбил? Это приведет к уничтожению бизнеса», - возмутился он.

Президент партнерства Леонид Штейнберг (гендиректор «Кама-тракс») огласил требования предпринимателей: отсрочить введение сборов, установить тестовый период работы системы взимания платы, в разы снизить санкции, а на первое время сделать плату 0,5 рубля за километр и повышать ее не чаще одного раза в год. «У нас есть лизинг, у нас есть кредиты, у нас есть подписанные контракты с товаропроизводителями», - напомнил он и дал прогноз, что, если плата для перевозчиков окажется непосильной, на рынок придут крупные федеральные игроки, и «деньги не останутся в республике».

«Это бремя для перевозчиков совершенно не обоснованное, - поддержал транспортников представитель ОАО КамАЗ (не представился). - Наша аналитическая группа подтверждает увеличение тарифов до 20%». Представитель автогиганта сообщил, что на заводе не согласны с доводом Росавтодора (инициатором сборов), что большегрузы - основная причина ущерба для дорог: легкового транспорта в три раза больше, а перемещаются он быстрее, что увеличивает вред для дорожного полотна. Промышленник предложил «предпринять меры», чтобы приостановить введение правительственного постановления, а «в будущем вообще отказаться и решать проблему наполнения бюджета путем взимания топливных акцизов».

Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Артем Чукин попытался объяснить перевозчикам, что последствия не столь страшны. Так, по данным чиновника, товары общего пользования практически не перевозят по федеральным трассам, поэтому влияние на цены таких товаров будет незначительным. Он также пояснил, что система оплаты будет работать «в пилотном состоянии», и ожидать больших штрафов в первое время не стоит. При этом чиновник предупредил транспортников, что «не надо говорить, что деньги получает Росавтодор и они неизвестно куда уходят». Часть собранных средств, по его словам, будут направлена в регионы - на строительство и ремонт дорог. «Деньги пойдут в субъекты», - заверил заместитель министра.

Однако слова господина Чукина бизнесменов не успокоили. Некоторые из них стали говорить, что «водители не знают, что делать и собираются бунтовать»: «А нам нужно недовольство в стране? Сейчас и так сложная политическая ситуация». При этом предприниматели обратили внимание, что даже в США сборы якобы меньше, там плата собирается далеко не со всех федеральных дорог. «Цифры взяты с потолка! Может кто-то наложит мораторий на этот закон? Давайте подпишем петицию! У нас есть Путин», - звучали возмущения.

Были обвинения и в адрес дорожников. «У нас делают плохие дороги, а решают проблемы за счет транспортников», - заявил гендиректор ТАКПО Михаил Скоблионок, который увидел проблему в том, что министерство «в одном лице» представляет и транспортную, и дорожную отрасль, чьи интересы не совпадают. Он призвал «систему менять». «Ломать эту систему! И ломать ее должны транспортники, потому что дорожники - сытые, довольные. Бюджетные деньги делят и живут прекрасно», - подчеркнул господин Скоблионок. А один из предпринимателей поделился, что его знакомый дорожник прямо заявил, что «не будет строить хорошие дороги никогда», поскольку это невыгодно (реже требует ремонта). «Извините… спасибо, что вы так говорите…» - с обидой отреагировал на это Артем Чукин, но недовольные транспортники прокомментировать это заявление ему не позволили.

Несмотря на повышенный градус дискуссии, Шамиль Агеев призвал вчера транспортников подойти к решению проблемы «без эмоций, в спокойном режиме», чтобы подготовить обоснованные расчеты: «Мы на базе нашего обсуждения выйдем на все уровни! Я вам это гарантирую». В частности, было предложено вместе с другими регионами обратиться в правительство РФ и Общероссийский народный фронт.

Кирилл Антонов

Вся лента