Пас на Восток
В следующем году Россия и Китай запустят сразу два серьезных совместных спортивных проекта: начнут вместе играть в хоккей и развивать ралли-марафоны. Почему российский спорт решил вдруг подружиться с китайским и что сулит нам такая дружба?
В прошлом году президент КНР Си Цзиньпин приехал на Олимпиаду в Сочи по приглашению президента России Владимира Путина. Он практически не общался с журналистами и, следуя протоколу, дал лишь одно программное интервью. В нем Си Цзиньпин рассказал о том, что впервые познакомился с Сочи благодаря роману Николая Островского "Как закалялась сталь" ("я несколько раз читал эту книгу и знаю, что автор завершил ее именно здесь"), а также признался в нежных чувствах к главной российской спортивной забаве ("Очень люблю хоккей, это хороший вид спорта").
В заключение беседы глава КНР выразил надежду на то, что Россия поможет Китаю подготовиться к еще одной Олимпиаде — на этот раз зимней,— если вдруг Пекин обойдет Алма-Ату в споре за право проведения Игр-2022. И, когда историческое для Китая событие действительно свершилось, Владимир Путин заверил: Россия окажет "всемерное содействие в подготовке к предстоящей Олимпиаде".
Что именно это будет за содействие и как мы поможем Китаю, пока остается загадкой. Ясно одно: в ближайшее время спорт станет не только еще одним могучим магнитом, притягивающим соседей друг к другу, но и важным инструментом, подчеркивающим взаимодействие двух стран на самых разнообразных площадках, теперь вот еще и спортивной. Ну а локомотивом и главным символом нового движения, вполне вероятно, станет хоккей — любимый зимний вид спорта президента КНР, в который регулярно играет президент России. К тому же Континентальная хоккейная лига (КХЛ) уже несколько раз заявляла, что готова принять китайские клубы в свой чемпионат. И теперь, видимо, пришло время исполнять обещания.
Хоккей с нуля
Впервые о российско-китайском партнерстве в хоккее заговорили еще в начале 2000-х. Тогда, как рассказывает двукратный олимпийский чемпион и член совета директоров КХЛ Вячеслав Фетисов в интервью "Огоньку", именно он и предложил идею создания Евроазиатской хоккейной лиги (по сути, прототипа КХЛ), в которой наравне с европейскими и российскими командами выступали бы клубы из Китая, Южной Кореи и Японии.
— Мы общались с комиссионером НХЛ Гари Беттменом,— вспоминает Фетисов,— и я говорил: ты понимаешь, что мы должны выстраивать отношения для развития хоккея в целом? Понимаешь, что нужно привлекать в хоккейную семью новые страны?
Но Беттмен то ли не понимал, то ли делал вид, что не понимает: одним словом, никакой поддержки со стороны НХЛ Фетисов не добился. Более того, азиатские страны, которые никогда в жизни в хоккей не играли, решили не торопиться, и амбициозный проект, как называет его автор, отправился на полку в ожидании лучших времен.
Настали эти времена сравнительно недавно. На фоне активного движения России на Восток тема совместной игры в хоккей стала вновь актуальной. В мае этого года президент КХЛ Дмитрий Чернышенко заявил о том, что в 2016 году один из матчей чемпионата пройдет в Китае, и не исключил расширения Лиги за счет азиатских клубов.
Идея состоит в том, чтобы в перспективе включить в КХЛ по две команды из Китая, Японии и Южной Кореи, прибавить к ним "Адмирал" из Владивостока и "Амур" из Хабаровска — и все вместе они могли бы сформировать Тихоокеанский дивизион.
А начать планируется, конечно, с Китая. Авторы проекта уверяют, что самое главное — это научить соседей новой для них игре и подготовить к предстоящим зимним Играм. Тем более что две ближайшие Белые Олимпиады пройдут как раз в Азии (в 2018 году в Южной Корее, затем в 2022 году — в Китае). И если с помощью корейцам мы, видимо, уже опоздали, то китайский хоккей еще можно поднять на должную высоту. "Я уверен, что при системном подходе дело у них быстро пойдет,— говорит Вячеслав Фетисов.— Появятся и клубы сильные, и китайские игроки".
Тем более что опыт подобных стартапов у КХЛ уже есть. В 2013 году заявившийся в Лигу хорватский "Медвешчак" был под завязку набит иностранцами. Прошло два года — и в клубе появилось несколько местных игроков. Другой пример экспресс-сборки — это "Адмирал" из Владивостока, который собрали с нуля за три месяца, после чего команда два года была самым посещаемым в процентном отношении клубом Континентальной хоккейной лиги.
Из Китая в Индию
Впрочем, перспектива включения китайских клубов в КХЛ — не только братская помощь. При ближайшем рассмотрении это еще и весьма прагматический ход.
— Это позволит привлечь в КХЛ деньги крупных китайских компаний, которые сначала будут финансировать свои команды, а потом, втянувшись, смогут стать спонсорами и для самой Лиги,— говорит "Огоньку" спортивный бизнес-аналитик Максим Белицкий.— Для нашей страны это хорошо еще и тем, что китайский бизнес с помощью КХЛ увидит: бояться нашей страны не нужно и можно инвестировать деньги, в том числе и в другие виды спорта.
К тому же выход на новый рынок, а уж тем более на рынок китайский,— несомненный козырь для КХЛ. Это не только шанс пробиться на оперативный маркетинговый простор, но и историческая возможность бросить вызов НХЛ в борьбе за звание самой могущественной хоккейной лиги планеты. Для специалистов не секрет: североамериканские клубы и сами давно положили глаз на Китай. В общем, учитывая "партнерские отношения" между КХЛ и НХЛ, о которых любят говорить обе стороны, можно не сомневаться: обе лиги сделают все, чтобы победить в этой битве за Поднебесную.
Стоит напомнить: свои первые шаги НХЛ начала делать несколько лет назад. И сейчас, к примеру, на главном государственном телеканале CCTV регулярно показывают матчи НХЛ. Помимо того, в июне этого года клуб "Нью-Йорк Айлендерс" сделал красивый жест и подписал контракт с первым в истории Лиги китайским хоккеистом Сунь Андунем, а "Торонто" принялся размещать на своих бортах рекламу на китайском языке.
Поставит ли НХЛ крест на борьбе за китайскую аудиторию в случае, если договоренности о вхождении нескольких команд из Поднебесной в КХЛ станут реальностью? Вопрос. Но в любом случае азиатское расширение КХЛ вряд ли воспримут на ура в НХЛ. "Если смотреть дальше, есть, к примеру, Индия,— мечтает Вячеслав Фетисов.— Там хоккей на траве — один из самых популярных видов спорта, философию игры они понимают. Нужно только построить ледовые дворцы и поставить их на коньки — и можно делать команду. Но Китай — это, несомненно, начало".
Миллион долларов за неделю
Насколько лакомым куском является сегодня китайский спортивный рынок, отлично видно на примере раскрученных западных брендов. Ежегодно в Китай совершают паломничество команды самых разных стран и народов, уровней мастерства и видов спортивной ориентации, начиная от футбола и заканчивая бейсболом. Схема гастролей при этом одна и та же: провести выставочные матчи, заработать деньги и завоевать новую аудиторию, чтобы потом вернуться.
Российские клубы встречаются здесь пока крайне редко. "Это стереотип — что можно так просто поехать в Китай, срубить кучу денег, и все. Китайцы не будут без разбора идти на все подряд только из-за того, что это американское, европейское или российское. Чтобы завоевать эту аудиторию, нужно вести умную и долгосрочную политику",— отмечает Белицкий.
Как именно работает "гастрольный бизнес" в КНР, два года назад на своем примере ощутил футбольный ЦСКА. Эта команда стала первым российским клубом, который отправился в путешествие по китайским городам по примеру своих европейских и заокеанских коллег. За неделю ЦСКА провел два выставочных матча и заработал около 1 млн долларов — по словам генерального директора команды Романа Бабаева, это примерно в два раза меньше, чем могли бы получить за такой тур европейские гранды, но все равно очень приличные деньги для российской команды.
Вспоминая ту поездку, Бабаев отмечает, что, помимо абсолютного незнания языка со стороны местного населения, их удивила не самая высокая посещаемость матчей. "Мы думали, что болельщиков будет больше. Хотя с другой стороны, интерес к футболу в Китае не такой, как в Европе, да и мы не "Манчестер Юнайтед" и не "Челси", поэтому все логично,— рассказывает "Огоньку" Роман Бабаев.— В любом случае мы ни о чем не жалеем и для нас это был хороший опыт".
В Китай по бездорожью
Другим российским проектом, который в ближайшем будущем сможет прочувствовать на себе особенности китайского рынка, станет ралли-марафон "Шелковый путь" — еще одна амбициозная спортивная задумка России и Китая. По размаху гонку, конечно, нельзя сравнить с КХЛ, зато она наглядно подчеркивает желание двух стран сотрудничать в спорте. Хотя бы потому, что стартует эта гонка, согласно плану, на Красной площади в Москве, а финиширует в центре Пекина.
К тому же "Шелковый путь" — это шанс (прямо скажем, нечастый) продемонстрировать достоинства отечественного автопрома и, если получится, в перспективе заткнуть за пояс самый известный ралли-марафон "Дакар", который сейчас испытывает серьезные логистические трудности, причем не только в Африке, где он родился, но и в Латинской Америке, где проходит с 2009 года. В конце августа, в частности, от проведения знаменитой гонки отказались власти Перу, объяснив это прогнозами синоптиков о возможном возвращении Эль-Ниньо — природного феномена, связанного с резким повышением температуры поверхности Тихого океана и последующими климатическими аномалиями. В итоге маршрут "Дакара-2016" серьезно сократился, а в списке стран-организаторов остались лишь Аргентина и Боливия.
Впрочем, несмотря на объективно столь выгодную для азиатских альтернатив конъюнктуру, руководители "Шелкового пути" пока что наполеоновских планов не строят. "Не вижу смысла рассматривать два проекта в качестве конкурентов,— сказал "Огоньку" директор ралли "Шелковый путь" Владимир Чагин.— Мы просто предоставляем право попробовать себя на новых трассах в Европе и Азии, проверить себя и машины".
Кстати сказать, проблема отсутствия китайских спортсменов, с которой обязательно столкнутся хоккеисты, существует и в гоночных дисциплинах. Однако в первый год, считают организаторы ралли, усилия двух стран будут сосредоточены именно на организации ралли, а не на том, кто и в каких дисциплинах выступает. "Но даже в этом случае для КамАЗов ралли "Шелковый путь" будет как нельзя кстати,— уверен Максим Белицкий.— Эти машины работают в регионах с тяжелыми, скажем так, дорожными условиями — в Африке, Азии. А потому будут востребованы и в Китае".
Старт ралли-марафона запланирован на июль 2016 года — то самое время, когда КХЛ будет формировать свой календарь на новый сезон и окончательно уточнит состав участников. Если все совпадет, то чуть больше, чем через полгода, из Москвы в Пекин поедут внедорожники и грузовики, а в обратном направлении проследуют хоккеисты. Из всех прочих профессиональных видов спорта этот российско-китайский тренд могла бы поддержать разве что баскетбольная Единая лига ВТБ — вторая в России открытая профессиональная лига, участие в которой могут принимать иностранные команды. Но в ее нынешнем составе нет ни одной команды, представляющей Дальний Восток, а потому представить, что баскетболисты будут летать через всю страну, чтобы проведать Китай, пока сложно. Впрочем, если на первых порах регулярные спортивные контакты с китайской стороной ограничатся хоккейным чемпионатом и ралли-марафоном, то, чтобы обозначить тенденцию, и этого, пожалуй, будет вполне достаточно.