«Уход с рынка "Трансаэро" позволит зарабатывать другим авиакомпаниям»

Перевозчик намерен подать заявление о банкротстве

Акции «Трансаэро» на Московской бирже подешевели на 35%. Падение происходит из-за новостей о возможном банкротстве компании. В понедельник стало известно, что перевозчик собирается подать соответствующее заявление в арбитражный суд. Кроме того, с 26 октября «Трансаэро» полностью прекратила полеты. Минтранс аннулировал сертификат эксплуатанта авиакомпании без возможности восстановления. Из-за этого жители Сахалина и Курил не могут вылететь в Москву. В Росавиации «Коммерсантъ FM» заявили, что проблема будет решена в течение дня. Кредиторы уже не будут пытаться спасти перевозчика, считает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

«Очевидно то, что компания — банкрот в силу политики, которую она проводила с точки зрения низких цен. Цены вырастут в любом случае. Вторая проблема — поменяется конкурентная среда, и насколько она поменяется, будет в очень большой степени зависеть от действий регулятора. На рынке возникло некоторое недовольство, в частности по распределению одного из главных ресурсов — это частоты на международных направлениях. Преимущество получает "Аэрофлот". Пока доля группы выйдет где-то примерно на половину рынка», — рассказал Борисов «Коммерсантъ FM».

По словам экспертов, другие авиакомпании в ожидании банкротства «Трансаэро» три квартала подряд удерживали стоимость билетов на одном уровне. Теперь цены могут резко вырасти. В первую очередь, это произойдет на европейских маршрутах, которыми летал проблемный перевозчик, отметил менеджер по связям с общественностью Aviasales Янис Дзенис.

«Определенная коррекция на уровне 20-25%, возможно, возникнет. Без "Трансаэро" на линии Москва-Париж работает только SkyTeam. Аналогичная история у нас с Прагой — там только "Аэрофлот" и "Чешские авиалинии". Аналогичная ситуация по Нью-Йорку — только "Аэрофлот" и Delta. Коррекция возможна более существенная, чем на внутренних линиях, особенно таких чувствительных, как Москва-Владивосток, Москва-Южно-Сахалинск и так далее. Уменьшается и количество желающих полететь. Авиакомпании не могут ломить цены, потому что никому не выгодно терять последних пассажиров», — полагает Дзенис.

Уход с рынка второй крупнейшей авиакомпании в целом положительно скажется на отрасли, уверен руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его мнению, из-за роста цен на билеты перевозчики смогут улучшить свои показатели.

«Серьезные финансовые проблемы сложились у целого ряда авиакомпаний. Это и "ЮТэйр", "ВИМ-Авиа", "Якутия", "Ямал". К нынешнему году эти авиакомпании смогли провести антикризисные мероприятия. С другой стороны, тарифы не позволяют выйти в прибыль. Процентные ставки неподъемные для авиаотрасли. Уход с рынка "Трансаэро" приведет к тому, что значительно сокращается предложение, что позволит не терять на перевозке пассажиров, а, напротив, зарабатывать», — пояснил Пантелеев «Коммерсантъ FM».

По данным Росавиации, с начала года пять крупнейших авиакомпаний сократили перевозки пассажиров на 0,3%. Лидером рынка стал «Аэрофлот», второе место занимала «Трансаэро», третьим по объему перевозок стала компания «Сибирь».

Полина Смертина

Вся лента