АСВ пошло на дело
Ведомство настаивает на возобновлении расследования хищений в Волжском социальном банке
Агентство по страхованию вкладов требует возобновить расследование уголовного дела по факту хищения из хранилища Волжского социального банка 370 млн рублей. Соответствующую жалобу ведомство направило в ГУ МВД России по Самарской области. Дело было закрыто летом этого года в связи со смертью единственного обвиняемого — бывшего председателя правления банка Валерия Кучканова. По мнению экспертов, будет ли возобновлено следствие по делу, зависит от «желания» правоохранительных органов.
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) опубликовало очередной отчет о ходе конкурсного производства в Волжском социальном банке (ВСБ). В нем АСВ сообщило, что конкурсный управляющий 15 октября направил жалобу в ГУ МВД России по Самарской области на постановление о прекращении уголовного дела по факту хищения наличных средств банка.
Напомним, Банк России отозвал лицензию у ВСБ 2 декабря 2013 года. В банке была назначена временная администрация во главе с заместителем начальника управления безопасности и защиты информации ГУ Банка России по Самарской области Анатолием Кривко. 27 января прошлого года по решению Арбитражного суда ВСБ был признан банкротом, конкурсным управляющим назначено АСВ.
Позже агентство выяснило, что из хранилища Волжского социального банка было похищено более 370 млн рублей. В феврале 2014 года по данному факту ГСУ ГУ МВД России по Самарской области возбудило уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»). Потерпевшей стороной был признан Волжский социальный банк. Практически через год — в январе 2015‑го — обвинение по делу было предъявлено бывшему председателю правления ВСБ Валерию Кучканову. Причем сделано это было заочно: господин Кучканов покончил жизнь самоубийством в собственном доме в Промышленном районе Самары еще до отзыва лицензии у банка — в ноябре 2013 года. В итоге 1 июля этого года уголовное дело о хищении 370 млн рублей у ВСБ было прекращено в связи со смертью обвиняемого.
Добавим, что, согласно отчету АСВ о ходе конкурсного производства в Волжском социальном банке, самарские полицейские с формулировкой «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» приостановили предварительное следствие еще по двум уголовным делам по факту хищений в ВСБ. Это уголовное дело, возбужденное в марте прошлого года по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере») по факту недостачи 106 платежных терминалов балансовой стоимостью 7,7 млн рублей. Речь также идет об уголовном деле, возбужденном в мае прошлого года по ч. 4 ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата») по факту недостачи в банке 1,3 млрд рублей. На эту сумму были выявлены факты хищения наличных денежных средств под видом выдачи кредитов физическим лицам. Оба дела возбуждались по материалам АСВ, а потерпевшей стороной был признан Волжский социальный банк. Добавим, агентство уже направило жалобу с требованием возобновить следствие по делу о хищении терминалов.
На запросы „Ъ“ в АСВ и ГУ МВД России по Самарской области вчера не ответили. Адвокат Александр Паулов называет «обычной практикой», когда нераскрытые уголовные дела «списываются» на погибших. «Валерий Кучканов ныне покойный, а значит, по этому делу толком и ничего доказано не было», — говорит господин Паулов. В то же время, по мнению адвоката, в деле есть много неисследованных обстоятельств, и вряд ли Валерий Кучканов действовал один. «Такую сумму даже физически одному из банка вынести нереально, не говоря уже о системах контроля и безопасности, а деньги, насколько я помню, были вынесены прямо из хранилища банка. Я думаю, агентство все правильно делает в сложившейся ситуации. И при желании, в этом деле можно установить подозреваемых, например, по факту злоупотребления полномочиями, не только за действие, но и бездействие. А, помимо Кучканова в банке были также управляющий, акционеры, президент, вице-президент», — поясняет Александр Паулов.