«Семь пятниц» дожили до понедельника
Ритейлеру пригрозили банкротством
У сети алкомаркетов «Семь пятниц» продолжаются финансовые трудности после отказа в получении кредита. В Свердловский арбитражный суд поступило заявление о банкротстве юрлица сети, еще порядка 50 исков о взыскании долгов находятся на разной стадии рассмотрения. Руководители сети уверяют, что договорились с основными поставщиками о рассрочке, а также закрыли ряд магазинов, что позволило увеличить товарооборот на 10%. Эксперты считают, что сеть не сможет «продержаться долго на рассрочке» и в случае отказа в новом кредите может уйти с рынка.
В Свердловский арбитражный суд поступило заявление о банкротстве ООО «Владимир и компания» (сеть алкомаркетов «Семь пятниц», Екатеринбург). Его подала пензенская компания ООО «Гифт» (ГК «Русские перцы», поставщик и производитель алкоголя). В конце августа между сторонами было заключено мировое соглашение о долге более чем в 1 млн руб. Согласно документу, компания должна была выплатить сумму до конца сентября. Связаться с ООО «Гифт» вчера не удалось. Гендиректор «Семи пятниц» Владимир Чамовских рассказал „Ъ”, что долг перед компанией погашен, но позже, чем было указано в мировом соглашении. Вместе с тем, к ООО «Владимир и компания» в арбитражных судах нескольких регионов подано около 50 исков о взыскании долгов за поставку продукции (в среднем иски составляют от 1 до 3 млн рублей). Еще порядка 15 исков подано к кругу аффилированных юрлиц.
В конце сентября руководство «Семи пятниц» обратилось к поставщикам с просьбой о предоставлении отсрочки. В письме уточняется, что в связи с некорректной бухгалтерской отчетностью компании была закрыта существующая кредитная линия, после чего из-за кассового разрыва она допустила просрочки по платежам контрагентам. В связи с этим, говорится в письме, весь финансовый и бухгалтерский блок «Семи пятниц» отдан на аутсорсинг профильной компании, сеть сейчас находится в стадии согласования нового кредита. Ранее господин Чамовских пояснял, что в связи с кризисом и повышением ключевой ставки банки резко снизили объемы кредитования и существенно повысили требования по рискам.
«По всей дебиторской задолженности мы находимся в диалоге с поставщиками. С компаниями, которые занимают порядка 40% оборота, у нас достигнута договоренность об увеличении отсрочки оплаты. По сути, сейчас это для нас альтернатива кредиту. Сегодня у нас товарный остаток лучше, чем был месяц назад. И увеличился товарооборот на 10% к предыдущему месяцу», — пояснил Владимир Чамовских. По его словам, руководство приняло решение «законсервировать» несколько магазинов, а товар из них перераспределить в более крупные точки сети. О каком количестве магазинов идет речь, он говорить отказался. Местные СМИ сообщают, что магазины были закрыты в Серове, Краснотурьинске, Нижнем Тагиле. Господин Чамовских добавил, что переговоры с банком о кредите ведутся, однако «по факту денег пока нет».
Группа компаний «Семь пятниц» с 1996 года занимается оптовой торговлей продуктами питания и алкоголем, в 2012 году открылся первый алкомаркет формата «у дома». На начало года было открыто более 150 магазинов в четырех российских регионах: Свердловской и Тюменской областях, ХМАО и Пермском крае. В феврале этого года сеть объявила об открытии магазинов по франшизе, до конца года количество магазинов должно было вырасти в 1,5 раза.
Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз отметил, что за последний год в России обанкротилось несколько сетей алкомаркетов, в том числе сейчас идет процедура наблюдения в воронежской сети «В десяточку». «Причины банкротства — снижение покупательской способности, засилье контрафакта и проблемы с кредитованием. Но эти банкротства — это не тренд. Тренд сейчас идет как раз на развитие специализированных магазинов. Просто выживают не все из-за самой модели бизнеса — все строится на заемные деньги и как только не выдали кредит — возникли проблемы», — говорит он. Он предположил, что сеть «Семь пятниц» не сможет «продержаться долго на рассрочке от поставщиков» и в случае отказа в кредите может уйти с рынка. «Они попали в заколдованный круг, когда банк смотрит на поставщиков, а поставщики — на банк. С банком договориться труднее», — добавил он.