Маршруты «Трансаэро» отдали рынку
Авиакомпании начали раздел внутрироссийских направлений перевозчика
Крупнейшие российские авиакомпании приступили к замещению внутрироссийских рейсов «Трансаэро», прекратившей полеты с 26 октября. Если основную часть маршрутов на международных линиях авиавласти отдали «Аэрофлоту», то внутри страны действует «режим открытого неба», поэтому авиакомпании восполняют уход «Трансаэро», в соответствии со своими запросами. Наибольший интерес российских перевозчиков вызвали труднодоступные регионы, в том числе города Дальнего Востока, где до сих пор основными конкурентами были «Трансаэро» и «Аэрофлот».
В понедельник участники рынка приступили к активному разделу маршрутной сети «Трансаэро», лишившейся с этого дня сертификата эксплуатанта по решению Росавиации. По данным “Ъ”, после вступления в силу решения ведомства, свои попытки спасти компанию могут прекратить и акционеры авиакомпании «Сибирь»: как рассказали источники “Ъ”, сделка по покупке контрольного пакета «Трансаэро» Владиславом Филевым после остановки полетов «Трансаэро» были «аннулирована». Впрочем, Наталия Филева (совладелец «Сибири» и супруга господина Филева) опровергла “Ъ” аннулирование сделки. Но уже 26 октября Росавиация согласовала с авиакомпаниями «ВИМ-Авиа», «ЮТэйр» и «Икар» полеты по монопольным направлениям «Трансаэро» из Москвы в Анадырь, Благовещенск и Магадан. Об отсутствии монополии на внутрироссийских маршрутах после ухода проблемной авиакомпании уже заявил министр транспорта Максим Соколов. По его словам, «Аэрофлот» и другие авиакомпании уже существенно расширили сетку полетов, увеличив емкость бортов.
Основной интерес авиакомпаний вызвал рынок дальневосточных перевозок. Именно в этом сегменте внутрироссийских линий наиболее жестко конкурировали «Аэрофлот» и «Трансаэро». Сегодня власти Хабаровского края договорились с «ВИМ-Авиа» о полетах трижды в неделю между Москвой и Хабаровском. При этом сейчас «практически невозможно» купить билеты экономкласса до Москвы с вылетом до середины ноября, сообщается на сайте правительства. Ранее губернатор края Вячеслав Шпорт направил гендиректору «Аэрофлота» Виталию Савельеву и министру транспорта Максиму Соколову обращение «об увеличении рейсов по доступным ценам на этом маршруте» после ухода «Трансаэро». Господин Шпорт также предложил главе Минтранса возобновить авиасообщение между Москвой и Комсомольском-на-Амуре. С середины октября «ВИМ-Авиа» уже полностью покрыла сетку полетов из Благовещенска в Москву.
Доступность авиасообщения в Дальневосточном регионе вызвала вопросы и у губернатора Приморского края Владимира Миклушевского, который сегодня обратился к вице-премьеру — полпреду президента РФ в ДФО Юрию Трутневу с предложением увеличить количество прямых авиарейсов из Москвы во Владивосток разными компаниями. По его оценкам, стоимость билетов «Аэрофлота» экономкласса на этом маршруте при покупке за несколько дней до вылета выросла «от трех до пяти раз». Впрочем «Аэрофлот» опроверг эту информацию, пояснив, что сейчас возник временный дефицит билетов из-за остановки деятельности «Трансаэро» и высокого спроса на билеты по «плоскому» тарифу. С апреля и до конца года на направления в ряд городов Дальнего Востока Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский установлен единый тариф в экономклассе — 11 тыс. руб. в одну сторону или 18 тыс. руб. в обе.
Сейчас все доступные места на рейсах «Аэрофлота» из дальневосточных городов бронируются для перевозки пассажиров «Трансаэро», говорится в сообщении компании. Если после их рассадки остаются свободные места, то они поступают в открытую продажу. Параллельно «Аэрофлот» сообщил об увеличении провозных емкостей из Москвы в Южно-Сахалинск и Владивосток на 100 мест в день на каждом направлении, поставив на рейсы широкофюзеляжные Boeing-777. До 1 ноября также введен ряд дополнительных рейсов на дальневосточных маршрутах для вывоза пассажиров «Трансаэро» в Москву. В пресс-службе «Сибири» (S7) “Ъ” сообщили, что уже открыли дополнительные рейсы из регионов на Дальний Восток, и продолжают изучать рынок, не исключая открытия новых рейсов.
Интерес авиакомпаний также вызвал Крайний Север. В осенне-зимнем расписании вместо «Трансаэро» в Анадырь будет летать «ЮТэйр. Также «ЮТэйр» возобновит рейсы из Москвы в Ригу, Липецк и Казань, на которых раньше также работала «Трансаэро»
В аэропортах пока с осторожностью говорят о том, как будет происходить замещение «Трансаэро» на внутрироссийских линиях. В пресс-службе Домодедово “Ъ” сообщили, что совершать перелеты по большей части маршрутов, на которых должна была работать «Трансаэро», будут другие авиакомпании-партнеры. Доля уникальных направлений «Трансаэро» в маршрутной сети аэропорта Домодедово не превышала 1%. В пресс-службе петербургского Пулково “Ъ” сообщили, что сейчас «ведутся переговоры с несколькими авиакомпаниями о начале полетов по маршрутам, которые ранее обслуживала “Трансаэро”». В аэропорту отмечают заинтересованность относительно дальнемагистральных курортных направлений: в Пунта-Кану (авиакомпания «Икар»), Гоа, Бангкок и Пхукет («Катэкавиа»).
В пресс-службе подчеркнули, что влияние на возможное замещение «Трансаэро» в маршрутной сети Пулково окажет распределение среди других перевозчиков международных назначений «Трансаэро». В пятницу министр транспорта Максим Соколов заявил, что «закрыть брешь по международным перевозкам после ухода «Трансаэро» может только «Аэрофлот». На прошлой неделе межведомственная комиссия по допуску авиаперевозчиков к выполнению международных перевозок выдала «Аэрофлоту» до октября 2016 года допуски на 56 из 156 международных рейсов «Трансаэро» «с возможностью дальнейшей пролонгации в зависимости от понесенных «Аэрофлотом» расходов.
Проблемы с билетами на Дальний Восток будут носить временный характер, поскольку конкуренция на линиях сохранится, считает глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев. При этом заметного повышения тарифов на дальневосточных направлениях вряд ли допустят ФАС, а также губернаторы. Эксперт добавил, что выход на линии новых компаний позволит пассажиру выбирать не только перевозчика, но и оптимальное время для перелета.