«Поведение РЖД в координатах справедливости и морали воспринимается как поведение государства»

Российские железные дороги впервые за долгое время не будут обращаться за дотациями к государству. Об этом сообщает газета «Ведомости». Отмечается, что средства не будут запрашиваться ни на поддержание финансовой устойчивости, ни на капитальный ремонт. При этом основными расходами станет организация перевозок и оплата труда. Прежние траты на некоторых сотрудников РЖД при недостаточном развитии железнодорожной инфраструктуры вызывали лишь недоумение, отметил журналист Дмитрий Губин.

Фото: Фото из личного архива Д. Губина

Новость о том, что РЖД в этом году не просит субсидий из госбюджета, — для меня благая весть. Не в смысле устройства экономики монополиста, мне здесь немногое известно, но в смысле устройства социальной справедливости.

О какой справедливости могла идти речь, если РЖД годами выпрашивало субсидии, а глава РЖД Якунин строил себе дворцы и привратницкие при дворцах размером с дворцы? Либо ты на дотации, и тогда живешь серой мышкой, либо генерируешь прибыль, и честно с нее шикуешь, все прочее безнравственно. В интервью Forbes Якунин сообщал, что получает от 4 до 5,5 млн руб. в месяц, т.е. около €60 тыс. чистыми. Доход главы французских железных дорог — около €10 тыс. в месяц чистыми. В шесть раз меньше Якунина. Это при том, что Франция сшита нитками скоростных поездов, а Россия железными дорогами не столько связывается, сколько развязывается.

Свежайший пример: с вчерашнего числа стало невозможно добраться поездом без пересадок из Петербурга в Псков, хотя это близкие города, расстояние как от Парижа до Брюсселя. Только из Парижа в Брюссель купить билет пустяк и поезд идет час двадцать, а в Псков теперь только автобусы да интернет-сервис попуток blablacar. И это проблема не только Пскова. Мне нужно было к маме в Иваново — и выяснилось, что если при Брежневе из Москвы туда ходили два поезда, то теперь один. Идет этот поезд те же семь часов, что и во времена моего детства. Расстояние между Иваново и Москвой, как между теми же Парижем и Брюсселем.

Я все это к тому, что РЖД, несмотря на статус акционерного общества, воспринимается как госкомпания. Следовательно, поведение РЖД в координатах справедливости и морали воспринимается как поведение государства. Очень хорошо, что РЖД нашло возможность отказаться от дотаций. Замечательно, если стиль поведения и потребления нового главы РЖД Белозерова не будет нуворишским и карикатурным. Однако этого мало.

Социальная функция РЖД в том, чтобы железные дороги связывали страну. Чтобы молодежь до 25 лет путешествовала, пользуясь льготами, как и на авиатранспорте (а сейчас студенты колледжей скидок не имеют вообще). Ну, и кое-что по мелочам: чтобы в залах ожидания было навалом розеток для подзарядки, и чтобы РЖД завела, наконец, службу забытых вещей.

Потому что иначе РЖД воспринимается лишь как обслуживатель артерии Москва-Питер, наполненной жирненькими слугами государевыми да обслуживателями этих слуг, с ценами на «Сапсан» до 47 тыс. руб., а вся остальная забитая тромбами страна, получается, РЖД просто побоку.

Сказать, что сложившееся положение дел «крайне дурно и крайне вредно» — значит сказать банальность. Однако банальное еще не означает неверное.

Вся лента