"Мы не видим угрозы, даже если обычные машины начнут вытесняться беспилотниками"
Основатель BlaBlaCar Фредерик Маззелла и создатель «Подорожников» Алексей Лазаренко — о райдшеринге по-русски
BlaBlaCar, крупнейший в Европе сервис райдшеринга —поиска попутчиков и водителей для междугородных автопоездок, зимой 2014-го купил компанию "Подорожники", которая оказывала аналогичные услуги в России и на Украине. Основатель BlaBlaCar Фредерик Маззелла впервые приехал в Москву, где бизнес компании развивает создатель "Подорожников" Алексей Лазоренко. О райдшеринге по-русски корреспондент "Денег" Мария Шер побеседовала с обоими предпринимателями.
В последнее время BlaBlaCar поглощает довольно много зарубежных райдшеринговых компаний. Устраняете конкурентов?
Фредерик Маззелла: Нет, мы покупаем местные райдшеринговые компании, только когда видим возможность выхода на новые рынки, как, например, у нас произошло с "Подорожниками". Без таких людей, как их создатель Алексей Лазоренко, мы бы не могли эффективно внедрить наш продукт, обеспечить должный уровень клиентской поддержки в России и на Украине. Мы рассматриваем не любые компании в сфере райдшеринга, а только те, которые готовы с нами сотрудничать, объединяться, а не конкурировать.
В какой стране BlaBlaCar зарабатывает больше всего?
Ф. М.: По-прежнему во Франции, где мы начинали наш бизнес. Но вообще наши доходы в той или иной стране зависят преимущественно от цен на бензин, на автомобили, их содержание и аренду, ведь мы назначаем цену за поездку в каждом регионе, исходя из этих затрат.
Как вы обеспечиваете безопасность поездок при использовании BlaBlaCar?
Ф. М.: На нашем сайте вы можете выбрать и водителя, и попутчиков, у каждого есть рейтинг, составленный на основе отзывов, и профиль участника. Чем больше хороших отзывов, тем выше рейтинг: с тем водителем или попутчиком, у которых он низкий, просто никто не поедет. К тому же мы проверяем номера телефонов, e-mail, фотографии пользователей. Есть и объективные факторы, повышающие безопасность поездок. Например, когда в машине много пассажиров, у водителя меньше риска уснуть за рулем. Мы делали на эту тему глобальное исследование в десяти странах, в том числе в России. Результаты оказались в пользу совместных поездок, а не одиночных.
Собираетесь расширять спектр логистических услуг?
Ф. М.: Нет. У нас и так довольно большие амбиции, хотим стать всемирным сервисом совместных поездок, стать лучшими на этом рынке.
Есть ли специфика, характерная только для России?
Ф. М.: Особенных отличий мы не заметили, разве что расстояния больше.
Алексей Лазоренко: При этом аудитория распределена почти так же компактно, как в Европе, большая часть сфокусирована в треугольнике Санкт-Петербург--Сочи--Екатеринбург, где сосредоточена большая часть населения России. Если бы в России население было равномерно распределено по всей территории, нам было бы сложнее работать.
Российская аудитория — это 80 млн интернет-пользователей, самая большая в Европе. В России довольно хороший интернет, вы не поверите, но он лучше, чем во многих странах Европы. И граждане очень продвинутые, потребление нашего сервиса через мобильные устройства даже выше, чем в Европе. Аудитория абсолютно не соответствует тем стереотипам, которые обычно приписывают россиянам: закрытые люди, не склонные доверять незнакомцам, недружелюбные. У молодого поколения эпохи интернета другое мировоззрение, они с готовностью пробуют все новое.
В России, как и в других странах, где вы работаете меньше трех лет, BlaBlaCar пока бесплатный. Когда и как вы собираетесь начинать монетизацию?
Ф.М.: В России у нас та же стратегия, что и везде: сначала мы накапливаем аудиторию, повышаем узнаваемость бренда, затем вводим систему бронирования, когда для того, чтобы оформить поездку, вы вначале бронируете водителя на определенную дату и получаете своего рода билет, подтверждающий поездку. После этого мы вводим небольшую комиссию — около 10% стоимости поездки.
А.Л.: Система бронирования появится в ноябре на маршруте Екатеринбург--Челябинск, к началу весны, постепенно, все регионы будут ею охвачены, и уже после этого можно будет подумать о введении комиссии. Пока что мы все еще на стадии создания устойчивой аудитории, поэтому в ближайшие полгода комиссию вводить не собираемся.
Вы не боитесь оттока пользователей, ведь россияне — известные любители халявы и зачастую отказываются от сервисов, если они начинают взимать даже небольшую плату?
А. Л.: Нет, совсем не боимся. В любой стране мы слышим это. Приходим в Испанию и слышим, что в Испании халявщики, не любят платить, то же самое было во Франции, в Мексике. На самом деле все не так, ведь даже с учетом комиссии поездка все равно будет в два раза дешевле чем, например, на поезде. К примеру, доехать из Москвы в Санкт-Петербург через BlaBlaCar сейчас стоит 900-1000 руб., а будет 1100, но при этом купе в поезде стоит 2-3 тыс. Комиссия неизбежна, наш сервис не благотворительный фонд.
Каким вы видите будущее райдшеринга? Не постигнет его участь туризма, когда люди стали подбирать авиабилеты и бронировать отели сами, без турагентств?
Ф. М.: Если вы про самостоятельный поиск водителя, то он уже давно есть: вы можете разместить объявление на "Авито" или в соцсети. Но так вы будете путешествовать на свой страх и риск, не зная, что за человека выбрали. Или же вам придется самостоятельно добираться до места встречи. А с нашим сервисом водитель и попутчики всегда по соседству. Что касается райдшеринга как такового, мы не видим угрозы, даже если обычные машины начнут вытесняться беспилотниками: будем работать с беспилотниками — нам же лучше, лишнее место в машине.
Не думаете размещать рекламу на своем сайте и в мобильном приложении, учитывая их высокую посещаемость?
Ф. М.: Нет, я думаю, если мы пойдем по этому пути, пользователи перестанут доверять нам, начнут бояться, что мы будем использовать их личные данные в коммерческих целях. Для рассылки рекламы, например.
А сами вы как BlaBlaCar продвигаете, в частности, у нас в стране?
А. Л.: В России мы продвигаемся благодаря сильной команде, состоящей из пиарщика, маркетологов, в первую очередь онлайн, в социальных сетях. Узнаваемость бренда высокая: мы работаем здесь уже год и девять месяцев, и за первые десять месяцев на сайте зарегистрировались больше миллиона человек. Но если посмотреть на другие страны, где мы работаем, например на Францию, то становится видно, что есть к чему стремиться: там 12-15% населения страны уже пользуются сервисом, и это число растет. Исходя из этих цифр, потолок в России — 15-20 млн пользователей, потенциал большой. Другое направление нашего продвижения — правильное партнерство. Например, наше сотрудничество с "Яндексом": предложения водителей BlaBlaCar уже интегрированы в сервис "Яндекс.Расписания", где люди ищут поезда, автобусы и самолеты, и там они могут увидеть, сколько есть предложений на нашем сервисе по интересующему их маршруту. Таким образом, пользователь сразу видит выгоду, что он сэкономит, если воспользуется BlaBlaCar. Таких партнерств у нас десятки, и это один из самых мощных драйверов продвижения.
С небольшими райдшеринговыми сервисами типа dovezu.ru не думаете начинать партнерство?
А. Л.: Они не то чтобы проявляют к нам интерес, хотя некоторые и обращаются к нам. Партнерство тут неочевидно, потому что, к примеру, аудитория dovezu.ru с большой вероятностью знает про BlaBlaCar и пользуется нашим сервисом тоже, потому что сложно искать сервис попутчиков и при этом не наткнуться на нас. Но если они предложат что-то хорошее, конечно, мы рассмотрим возможности сотрудничества.
Как кризис отразился на работе BlaBlaCar в России?
А. Л.: Компания везде растет одинаково быстро, вне зависимости от того, есть в стране кризис или нет. В России влияние кризиса, безусловно, есть: люди хотят больше экономить на путешествиях и чаще обращаются к нашему сервису. Мы же стартовали в начале прошлого года и раскачались как раз к разгару кризиса в России и на Украине. Мы росли очень быстро в этот период.
Как влияет ваш сервис на транспортную инфраструктуру?
А. Л.: Могу рассказать на примере Украины. В августе этого года, когда был День независимости, людям в течение трех праздничных дней было доступно больше 1 тыс. предложений поездок, в каждом автомобиле в среднем по три места, и это на одном только маршруте Киев--Одесса. То есть мы увеличивали стандартный пассажирский поток в одну сторону минимум на тысячу человек в день. Аналогичная ситуация в России с направлением Сочи, самым популярным в летние месяцы. В летние месяцы, в праздники, на пике сезона, когда железные дороги перегружены, когда билеты надо покупать заранее, BlaBlaCar особенно популярен, это выгодная альтернатива. К тому же мы дополняем традиционные виды транспорта в обычное время года, например, там, где нет прямого сообщения на поезде. Часто людям, чтобы попасть из одного небольшого города в другой, приходится ездить через Москву, а благодаря нам им делать такой крюк больше не нужно. По европейской статистике, 76% поездок между городами осуществляются на автомобиле. Но в России средняя загрузка автомобиля — полтора человека, а наш сервис увеличивает ее до трех. В общем, мы позволяем добраться до нужного места тогда и там, где обычно это невозможно.
Есть ли возможность у водителей BlaBlaCar заработать на поездке?
Ф. М.: Наш сервис — не такси, у нас нет коммерческих водителей.
А. Л.: Технически есть. Например, если взять максимальное число попутчиков, которое мы допускаем,— четыре. Но опять же, если водитель обычного легкового автомобиля возьмет себе на борт четверых, то, скорее всего, поездка доставит дискомфорт пассажирам, потому что три человека на заднем сиденье — это неудобно, тем более в зимний период, когда все тепло одеты. Такой водитель просто получит негативный отзыв от пассажиров и существенно снизит свои шансы поехать куда-либо в следующий раз. Технически заработать можно, водитель может увеличивать цену поездки, мы позволяем это сделать, потому что у каждого свой расход топлива, свой автомобиль. Например, при поездке из Москвы в Санкт-Петербург водитель может заработать, скажем, 200-300 руб. за девятичасовую поездку. Это не те деньги, которые могут привлечь таксиста. Но опять же, если завышение будет неоправданно большим, водителя просто не возьмут в следующий раз. Все-таки BlaBlaCar — это пример экономики совместного потребления.
Может ли экономика совместного потребления в России стать конкурентом стандартным моделям потребления?
А. Л.: Совместное потребление накрывает весь мир, как цунами. В первую очередь это касается США и Западной Европы, но и Россия не исключение. Это и транспорт, и жилье — как Airbnb. Эта модель имеет естественное обоснование: мы ведь все даем друг в другу в долг, объединяемся, чтобы забронировать отель, скидываемся, чтобы купить какой-нибудь товар. А сегодня ее популяризации способствуют новые технологии, которые расширяют привычные рамки совместного потребления — друзей и семью. Сегодня я могу из Москвы забронировать себе квартиру в Сан-Франциско или заказать поездку у совершенно незнакомого человека в Испании. Территориальные ограничения сняты благодаря проникновению интернета, компьютеров, мобильных устройств. Доходы сервисов, обслуживающих совместное потребление, по оценке PricewaterhouseCoopers, к 2025 году достигнут $335 млрд. Экономика совместного потребления в целом растет на 20% в год. Поэтому компания "Подорожники" и отнеслась с таким энтузиазмом к слиянию с BlaBlaCar, хотя вначале и было немного некомфортно, потому что мы осознавали, сколько вложили пота и крови в наше детище. Но все-таки мы разрабатывали этот продукт для того, чтобы запустить модель совместных поездок в России и на Украине. У нас была мечта — чтобы транспорт начал использоваться более рационально. Поэтому плюсы объединения в итоге перевесили минусы, и сейчас мы ни о чем не жалеем.