Беженцы выше экономического роста
Еврокомиссия предложит ЕС смягчить ограничения на национальные бюджетные дефициты
Еврокомиссия (ЕК) рассматривает вопрос о снятии ограничения бюджетного дефицита в 3% ВВП для ряда участников союза. Поводом для отказа от установок базового экономического соглашения ЕС является рост расходов на обустройство беженцев. Наиболее серьезно происходящее может повлиять на экономическую ситуацию в Италии — она и Австрия конфликтуют с ЕК по этому вопросу. Многое зависит от того, как будет оформлено исключение из правил ЕС. Возможно, за этим последуют долгосрочное ослабление бюджетной политики ЕС и отказ от долгосрочных целей ЕС по экономическому росту.
О том, что ЕК может в том или ином виде отказаться от одного из двух базовых ограничений ключевого экономического соглашения ЕС — Пакта стабильности и роста,— заявил вчера в Страсбурге на сессии Европарламента глава ЕК Жан-Клод Юнкер. Мотивация предполагаемого отказа — необходимость увеличения расходов на адаптацию беженцев из Сирии. "Мы столкнулись с проблемой сверхвысокой тяжести",— заявил господин Юнкер, сообщив, что, по мнению ЕК, для ее решения необходимо "добавить некоторое количество гибкости" в правила пакта, что, впрочем, позволяют его условия.
Поводом для дискуссии об ограничении положений пакта о потолке в 3% ВВП бюджетных расходов послужили консультации с ЕК правительств Италии и Австрии. В обсуждаемом сейчас проекте бюджета Италии на 2016 год расходы на адаптацию беженцев запланированы в €4 млрд (0,2% ВВП), Австрия планирует направить на эти цели около €1 млрд (0,3% ВВП), в том и другом случае есть сложности с "упаковкой" этих существенно возросших (особенно в случае с Австрией) расходов в параметры пакта ЕС. Среди стран ЕС, затронутых сирийским кризисом с беженцами, крупные (но несравнимые с итальянскими и австрийскими) допрасходы планируют Греция (проект ее бюджета предполагает профицит до обслуживания долга в 0,25% ВВП), Хорватия (запланированный дефицит бюджета — 4% ВВП), Словения (плановый дефицит 2016 года — 1,98% ВВП). Наиболее крупным бюджетным донором для беженцев выступает Германия, которая планирует потратить на адаптацию беженцев в 2016 году €15 млрд (планируется незначительный бюджетный профицит).
Для Италии сирийский кризис скорее повод для снятия ограничения на дефицит, чем причина: основной поток беженцев в нее идет из стран Северной Африки. Ранее ЕС предпочитал увеличивать вложения в страны--источники миграции в этих регионах. Так, 27 октября ЕС объявил о предоставлении Алжиру, Иордании, Ливану и Марокко (вложения в бизнес-инфраструктуру, проекты по развитию правовых институтов и проекты энергоэффективности) дополнительно €365,5 млн. Жесткость в переговорах Италии и Австрии с ЕК по поводу бюджетного дефицита возникла раньше, чем проблема массового потока беженцев из Сирии и Ирака, летом 2015 года. Отмена же или приостановка одного из двух "маастрихстских бюджетных критериев" (второй, рекомендованное соотношение госдолга к ВВП предельно в 60%, де-факто не применяется в ЕС с 2009 года) ставит под вопрос вытекающие из них экономические цели Пакта стабильности и роста — напомним, соглашение 1992 года предполагало целевой рост ВВП ЕС в 5% годовых. Ближними же практическими последствиями отмены порога дефицита в 3% могут стать рост госзаимствований Италии и Австрии и рост доходности по их госдолгу с 2016 года. Кроме того, отказ от бюджетной жесткости усилит эффекты от сверхмягкой денежно-кредитной политики ЕЦБ.