Туристы почувствовали слабость в рублях
Самостоятельные путешественники отменяют новогодние поездки
Вслед за обвалом продаж у туроператоров резкое падение спроса фиксируют онлайн-сервисы для самостоятельных путешественников. Из-за роста цен, связанного в первую очередь с девальвацией рубля, спрос на бронирование отелей и авиабилетов на новогодние праздники упал на 30-50%. Неприятным сюрпризом для туриндустрии может стать и конец ажиотажа на внутреннем рынке: ездить в Сочи в этом году для россиян тоже оказалось слишком дорого.
Активность путешественников на предстоящий Новый год в сегменте самостоятельных бронирований как авиабилетов, так и отелей резко снижается, показал опрос "Ъ" участников этого рынка. Так, по оценкам гендиректора "Связной Трэвел" Алексея Дороша, спрос сократился в среднем на 30% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. "Люди перестали бронировать путешествия заранее",— добавляет он. Гендиректор DaTravel.com Владислав Шевцов отмечает, что средняя глубина бронирований составляет 95 дней, а для новогодних праздников — 110 дней. То есть основную массу билетов на зарубежные направления путешественники бронировали еще летом. По оценкам господина Шевцова, авиабилетов с 28 декабря по 7 января в этом году забронировано почти в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Главными причинами падения продаж онлайн-сервисы называют рост цен на авиаперевозки и девальвацию рубля. По оценкам "Связной Трэвел", за девять месяцев 2015 года средний чек покупки авиабилетов вырос на 15%. Но по итогам года рост окажется еще больше, сейчас стоимость перевозки продолжает увеличиваться, утверждает господин Дорош. По данным DaTravel.com, средний чек увеличился более чем на 40%, с 21,9 до 31,5 тыс. руб., проживание в отелях подорожало на 18%. В Biletix уточняют, что чек на покупку билетов в Мюнхен на Новый год вырос на 34%, в Барселону — на 40%, в Рим — на 34%.
Еще одна проблема брокеров — прекращение полетов "Трансаэро". "В первой половине года перевозчик продавал билеты на 20-30% дешевле рынка, и спрос на них, безусловно, был, но сейчас клиенты, купившие перелет на новогодние праздники, вынуждены искать замену на 30-50% дороже. Очевидно, что многие из них вынуждены пересмотреть свои планы",— рассуждает господин Дорош.
Резкое падение спроса на туристическом рынке началось еще летом прошлого года, на новогодних каникулах 2014-2015 годов туроператоры потеряли примерно 30% своих клиентов. За год ситуация не выровнялась: в Ассоциации туроператоров России (АТОР) ранее оценивали, что в этом году спрос на новогодние турпутевки сократится еще на 40% (до 30 тыс. человек). Этот прогноз в два раза хуже того, что туроператоры делали еще летом, надеясь, что рынок сократится примерно на 20% (см. "Ъ" от 5 августа). Председатель совета директоров Coral Travel Джошкун Юрт ранее заявлял, что общий объем пакетных туров за рубеж, проданных холдингом россиянам, в этом году сократится на 24%. Стремясь сохранить объем продаж, туроператоры начали переориентировать предложения на более дешевый сегмент. По словам представителя TUI, этой зимой примерно 65% продаж компании приходятся на путевки со средним чеком менее $800. "Мы добавили больше экономичных вариантов отдыха — например, отелей три-четыре звезды, при этом выбрали самые популярные в своей категории с наиболее высокими рейтингами, сосредоточились на наиболее востребованных курортах",— поясняют в компании.
Надежды туроператоров и чиновников на рынок внутреннего туризма пока тоже не оправдываются. По оценкам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, спрос на новогодние внутренние туры в этом году увеличится не больше чем на 5-10% против рекордного 20-30-процентного роста год назад. Главная проблема та же — рост цен. По оценкам госпожи Ломидзе, стоимость внутренних путевок выросла минимум на 15%. "Если бы цены сохранились на уровне прошлого года, этот рынок увеличился бы на 35-40%",— поясняет она. Аналогичная ситуация сложилась в сегменте самостоятельных бронирований. Исходя из данных Росавиации за первые девять месяцев этого года, количество поисковых запросов для перелетов по России упало на 12%, но доля поиска внутренних рейсов в общем объеме выросла на 5%, рассуждает господин Дорош. По его словам, рост продаж сейчас демонстрирует только Симферополь.
По данным DaTravel.com, средний чек при бронировании путешествия внутри страны на новогодние праздники за год вырос на 31%, за рубежом — на 48%. Согласно расчетам Biletix, за год стоимость перелета на праздничные даты в Санкт-Петербург выросла на 29%, в Сочи — на 71%, в Симферополь — на 29%.