«Даже домохозяйки смекнули, что ювелирные изделия — это не выгодно»
Продажи украшений упали на 35%
Россияне стали реже приобретать ювелирные изделия. С начала 2015 года продано около 52 тонн украшений, что на 35% меньше, чем в 2014-м. Таковы данные отчета Thomson Reuters GFMS. При этом за третий квартал этого года спрос упал почти на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 10 тонн. Украшения стали гораздо дороже, прежде всего, из-за того, что выросла цена на услуги ювелиров, отметил экономист Владимир Рожанковский. По мнению эксперта, золотые изделия надолго потеряли популярность как долгосрочные вложения.
«Даже уже абсолютно далекие от рынка, от биржи домохозяйки смекнули, что это не выгодно. Это происходит просто после первого же посещения ломбарда, когда им начинают называть цены за их изделия, и у них после этого начинает отвисать челюсть, насколько это мало. При том такая ситуация не только в России, в Штатах то же самое. У Tiffany тоже дела неважные. Не только в России, даже в Америке с ювелирными изделиями сейчас напряженка», — рассказал Рожанковский «Коммерсантъ FM».
Производители вынуждены подстраиваться под новые экономические реалии, отметил генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин.
«Падение действительно масштабное. Ритейлеры уже отреагировали. Во многих торговых центрах исчезла половина ювелирных секций. Производители реагируют по-другому: сокращают производство, делают продукцию более легковесной, чтобы ее удешевить, идет массовый переход с природных камней на синтетические аналоги, которые в несколько раз дешевле, чтобы сделать продукцию более приемлемой для потребителя», — пояснил Уткин «Коммерсантъ FM».
По данным Всемирного золотого совета, спрос на золотые украшения в России снижается с начала прошлого года. Если по итогам первого квартала 2014 года было продано более 19,5 тонн украшений, то уже в первом квартале текущего — менее 12 тонн. Тем не менее, кризис все же открывает перспективы для развития. Многие производители расширяются и выходят на зарубежные рынки, отметил главный редактор журнала «Ювелирное обозрение» Алексей Щербина.
«Наши производители в последние годы, так или иначе, выталкивали зарубежных, но сейчас их выталкивает девальвировшийся рубль, падение спроса, с одной стороны, с другой стороны, удешевление, снижение себестоимости нашей продукции. Компании активно участвовали в последних сентябрьских выставках, сейчас идет активное формирование российских стендов и на азиатских выставках. Это то немногое положительное, что все-таки есть», — подчеркнул Щербина.
За третий квартал на мировом рынке было реализовано 510 тонн золотых украшений. Из них в России было продано лишь 2%.