«Благодаря уборщикам инсталляция превратилась в перформанс»

«Утренний прием» с Андреем Бильжо

Уборщики в итальянском музее выбросили арт-инсталляцию, приняв ее за мусор. Инцидент произошел в городе Больцано. Экспонат назывался «Куда мы идем танцевать сегодня ночью» и представлял из себя большое количество пустых бутылок и окурков на полу, усыпанном конфетти. Так двое современных художников — Голдшмидт и Кьяри — увидели вечеринки итальянских политиков в конце 80-х годов. При этом уборщиков накануне предупредили, что в фойе было торжественное мероприятие, после которого помещение придется убирать. Исполнительные работники, к счастью, не успели донести инсталляцию до уличных мусорных баков, и ее восстановили. Ведущая «Коммерсантъ FM» Оксана Барыкина обсудила тему с Андреем Бильжо — художником, писателем и ресторатором, а по образованию психиатром.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Андрей Бильжо: «Интересно, что легендарный писсуар, который выставил Дюшан еще в 1917 году, был тоже выброшен в мусорку после того, как выставка эта закончилась, однако писсуар Дюшана вошел в историю искусств как величайшее произведение искусства. Но ведь на самом деле уборщики должны были понимать, или кто-то должен был находиться, потому что это все-таки музей. Если вечеринка даже бывает в музее, что, в общем, стало довольно частым явлением, то все-таки не бросают на пол в таком количестве бутылки, не засыпают конфетти. Да, трудно воспринять современное искусство, трудно понять инсталляцию, если нет какой-то к этому сопроводиловки, все должно быть объяснено».

«В данном случае художники, конечно же, хотели намекнуть на то, что простой жест — надо за собой убирать на самом деле, друзья мои. Не пьянствуйте до такой степени, не будьте свиньями до такой степени, а убирайте за собой, несмотря на то, что вы политики высокого полета. Что, собственно говоря, и сделали мусорщики. И в этом смысле инсталляция превратилась, на мой взгляд, в перформанс и вошла уже в историю, в маленькую историю современного искусства».

«Чем отличается инсталляция от перформанса? Если человек делает свое физиологическое дело на пороге чьей-то квартиры, а потом звонит в дверь и уходит, и хозяин открывает дверь и видит, то это называется инсталляцией. А если он сначала звонит в дверь, а потом начинает делать свое большое дело на глазах у хозяина, то это уже перформанс».

Вся лента