Поля заполнят «Симбирцитом»

В Ульяновске начинают производство белорусских комбайнов на базе ОАО «Агропромпарк» под его собственным брендом «Симбирцит». В дальнейшем предполагается наладить сборочное производство тракторов Минского тракторного завода. Правительство региона намерено субсидировать снижение цены продукции в рамках региональной госпрограммы. По мнению экспертов, «Агропромпарку» придется столкнуться с возрастающей конкуренцией производителей сельхозтехники на территории России, и перспективы нового производства будут зависеть от его эффективности.

Износ сельхозтехники в Ульяновской области составляет около 70%

Фото: Михаил Квасов, Коммерсантъ

— техника —

9 октября в Москве, на Российской агропромышленной выставке «Золотая осень», было подписано соглашение правительства Ульяновской области, ульяновского ОАО «Агропром­парк» с ОАО «Гомсельмаш» (Белоруссия) о сборке в Ульяновске комбайнов белорусской разработки.

Предварительная договоренность о реализации этого проекта, а также возможность сборки в Ульяновске тракторов Минского тракторного завода (МТЗ) была достигнута в ходе визита делегации Ульяновской области в Республику Беларусь в конце сентября. Как отмечал во время визита губернатор региона Сергей Морозов, сборочное производство будет создано на базе ульяновского ОАО «Агропромпарк», «сначала это будет узловая сборка, затем регион планирует выйти на локализацию производств комплектующих, а в дальнейшем у региона «появятся собственные производства, которые будут собирать сельхозтехнику». Губернатор также пояснил, что появление сборочного производства сельхозтехники будет особо важно еще и потому, что «со следующего года в АПК Ульяновской области будет запущена программа модернизации моторного парка», и правительство региона планирует выполнить ее «в течение пяти-семи лет».

• ОАО «Агропромпарк» зарегистрировано в марте 2006 года с уставным капиталом 73 млн руб. 100% акций — в собственности Ульяновской области в лице регионального департамента имущества. Одна из основных задач предприятия — в формировании логистической и перерабатывающей инфраструктуры для сельхозпродуктов. Ядро компании — логистическая зона: овощехранилища, склады с линиями по очистке и фасовке продуктов с/х. Компания официальный дилер ОАО «Гомсельмаш».

Согласно отчетности 2014 года, основные средства предприятия составляют 871 млн руб., выручка — 87 млн руб., чистая прибыль — 17 млн руб.

По словам гендиректора «Агропромпарка» Сергея Пелёвина, переговоры с МТЗ по производству тракторов еще продолжатся, а работа с «Гомсельмашем» уже идет. Подписанным соглашением предусматривается, что на базе «Агропромпарка» будет организовано производство зерноуборочных комбайнов — 100 комбайнов в 2015 году, 150 — в 2016 году, 200 — в 2017 году. Из них в 2015 году планируется произвести 30 комбайнов КЗС‑812 («Палессе GS812»), 60 комбайнов КЗС‑1218 («Палессе GS12») и 10 комбайнов КЗС‑10 К («Палессе GS10»). Планируется, что до 1 ноября стороны определятся с процентом локализации сборки, «пока предполагается крупноузловая сборка». Тем не менее «комбайны будут выпускаться под собственной маркой „Симбирцит“, при этом „Агропромпарк“ уже будет выступать как завод-производитель и распространять на всю эту технику свою гарантию».

Господин Пелевин отметил, что в «Агромпарке» «уже есть нужные специалисты, необходимые площади и оборудование, а также соответствующие сертификаты», поскольку «ранее, в 2011 году, уже было аналогичное соглашение, и тогда было выпущено 46 единиц техники. Однако сборка была временно прекращена — это стало невыгодно предприятию, поскольку в то время Белоруссия «более чем активно субсидировала производство комбайнов, и покупателю было выгоднее брать технику у «Гомсельмаша», а «Агропромпарку» — действовать в качестве дилера. Сегодня же благодаря российской программе субсидирования выпуска сельхозтехники (постановление правительства РФ № 1432 от 2012 года с последними поправками, согласно которому предоставляются субсидии в 25% от цены сельхозтехники при соблюдении ряда условий, подтверждающих ее российское производство), выпускаемые комбайны могут стать «немного дешевле гомельских», и «белорусы не против такого подхода». Как будет происходить дальнейшая локализация производств, пока неизвестно, однако предполагается, что в дальнейшем возможно производство ряда комплектующих у российских поставщиков, «это могут быть кондиционеры, двигатели и так далее».

«Агропромпарк» надеется, что «Гомсельмаш» сможет поставить машинокомплекты с отсрочкой платежа, «в противном случае придется прибегать к заемным средствам». Сроки окупаемости пока не обозначают — «все будет зависеть от детальных договоренностей». В «Агропромпарке» уверены, что спрос будет «более чем достаточен», «потому что в регионе износ техники составляет около 70%», к тому же «при текущем курсе рубля техника российского производства намного привлекательнее по цене, чем западноевропейская», а «сервис, предлагаемый „Агропромпарком“, значительно дешевле». Продажа комбайнов за пределами региона планируется «только в том случае, если получится организовать сервисное обслуживание».

Вице-премьер регионального правительства, министр сельского хозяйства Александр Чепухин пояснил «Ъ‑АПК», что в рамках региональной госпрограммы развития сельского хозяйства правительство региона также «планирует субсидирование до 25% стоимости приобретаемой сельхозтехники, произведенной на территории региона». Цель, по его словам — добиться нормативного количества сельхозтехники — один трактор на 130 гектаров обрабатываемых площадей и один комбайн — на 190 гектаров посевов (сегодня — один трактор на 240 гектаров и один комбайн на 360 гектаров). «Проблема острая, от количества техники зависят сроки посевов и уборки, а их нарушение — это потери урожая», — отмечает министр. Он также считает, что отечественная сельхозтехника намного привлекательней, «она проще в обслуживании, а западную технику при таком курсе рубля ремонтировать и обслуживать слишком расточительно».

Сергей Морозов пояснил «Ъ‑Агропром», что «сейчас региональный минсельхоз готовит подробный анализ состояния парка сельхозтехники». «Я надеюсь, что крайне сложный бюджет следующего года все же позволит нам заняться ее обновлением. По предварительным прогнозам, в 2016 году мы сможем просубсидировать 50 комбайнов, собранных в „Агропромпарке“, а полностью закрыть потребность в уборочной технике планируем до 2020 года», — сказал губернатор.

Данные Единой межведомственной информационно-статистической системы подтверждают срочную необходимость обновления техники и востребованность в ней — в 2014 году в регионе приобретено лишь 63 трактора (по России — 8595) и 14 зерноуборочных комбайнов (по РФ — 3391), коэффициент обновления тракторов (процент от их общего количества) в регионе в 2014 г. равен 2,8% (по РФ — 3,1), комбайнов — 2% (по РФ — 5,2). По данным регионального минсельхоза, на сегодня сельхозпредприятиям региона требуется 200 тракторов мощностью 350–500 л. с. и 150 комбайнов с шириной молотильного аппарата от 1500 мм.

В свою очередь, анализ рынка продаж зерноуборочных комбайнов в 2013 году, произведенный порталом Agro2b.ru, подтверждает, что для российских сельхозпроизводителей наиболее привлекательными остается сельхозтехника российского или белорусского производства. Так, 49,84% рынка зерноуборочных комбайнов (2960 шт.) занимает продукция «Ростсельмаша», 27,28% — «Брянсксельмаш» (который, впрочем, выпускает те же белорусские комбайны «Палессе»). Основная часть импортных комбайнов поступает из Белоруссии — 73% от всех ввезенных комбайнов (2061 шт.), из Германии только 210 шт. Стоит заметить, в соседнем с Ульяновской областью Татарстане имеется близкий конкурент — СП с Case New Holland на базе КамАЗа. Впрочем, в анализе отмечается, что если продажи российских и белорусских комбайнов выросли в 2013 году, то производство комбайнов «CNH-Камаз» упало на 26,2%.

На рынке тракторов несколько иная ситуация. Там лидерство по России — 28,34% (2238 шт.) держит «МТЗ-Елаз» (фактически это тракторы белорусского МТЗ), основную же долю импорта дает опять же Беларусь (5688 шт., 25,77%), следом за ней идет Голландия (5081 шт., 23,02%). При этом аналитики отмечают, что импорт тракторов в Россию снижается (данные еще до девальвации рубля, значит, сейчас снижение еще больше). Снизилось в 2013 году и производство тракторов отечественной, белорусской или украинской разработки, в то время как производство в России техники таких крупных международных концернов, как New Holland, Case IN и CLAAS, наоборот, — выросло.

Ведущий эксперт УК «Финам-Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что «все не так просто», и «новое предприятие ожидает значительная конкуренция с самим „Гомсельмашем“, с „Ростсельмашем“ и другими российскими и иностранными производителями»: «На российском рынке уже давно присутствуют иностранные сельхозмашиностроители — John Deere, Claas, Case и ряд других, их доля постепенно увеличивается, что не может не вызывать беспокойства отечественных сельхозмашиностроителей, доля которых сокращается». По его мнению, меры господдержки не являются панацеей, поскольку «отечественные аграрии уже „распробовали“ иностранную технику и вряд ли так легко откажутся от нее». Аналитик полагает, что спрос в домашнем регионе будет ограниченным, и для успешного развития «завод просто обязан искать рынки сбыта в других регионах», однако отметил, что, «несмотря на возможные риски, проект может быть успешным, «если учесть возрастающую потребность в сельхозтехнике укрупняющихся сельхозпредприятий России».

Сергей Титов

Вся лента