«Государство просто не справится со столькими военными экспедициями»

Глава ФСБ заявил о возросшей угрозе терроризма в СНГ

Границы СНГ необходимо укрепить из-за угрозы запрещенного в России «Исламского государства». Об этом заявил глава ФСБ России Александр Бортников. По его словам, боевики террористической группировки намерены дестабилизировать ситуацию в странах Содружества. В первую очередь, опасения вызывает ситуация в Афганистане. У ФСБ есть опасения, что террористы могут вторгнуться в Центральную Азию, отметил Бортников. Политолог Павел Святенков ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.

— Стоит ли действительно бояться, что в Центральную Азию могут вторгнуться террористы, как вообще вы расцениваете подобные заявления господина Бортникова?

— Я думаю, что он сделал это заявление перед руководителями спецслужб СНГ. И смысл состоит в том, чтобы укрепить координацию между спецслужбами различных государств и попытаться действительно противостоять исламистскому экстремизму в Средней Азии. О том, что ситуация в Средней Азии может обостриться, что там могут произойти те или иные перевороты, которые могут свергнуть светские режимы, в общем-то, специалисты говорят давно. И если мы вспомним о начале 1990-х годов прошлого века, сразу после распада Советского Союза в некоторых странах происходили очень серьезные конфликты на этой почве, например, фактически гражданская война в Таджикистане. Поэтому, естественно, подобные времена могут вернуться. С учетом нестабильной обстановки на Ближнем Востоке, видимо, Бортников призывает усилить бдительность и укрепить границы с тем, чтобы противостоять возможности расползания подобного терроризма.

— То есть это действительно реальная угроза?

— Я думаю, что это реальная угроза. Особенно с учетом того, что недавно прошли аресты исламских экстремистов даже в Москве, я думаю, с одной стороны, это попытка укрепить позиции России и ее союзников в Средней Азии, с другой стороны, может быть, отчасти это заявление и в направлении наших так называемых западных партнеров. То есть это попытка еще под одним углом зрения объяснить нашу экспедицию в Сирию, попытка объяснить, что, действуя против «Исламского государства», мы тем самым защищаем наших союзников в Средней Азии, в сущности себя.

— А к чему подобное обращение может привести? Может ли возникнуть какая-то еще коалиция по борьбе с «Исламским государством», вообще как отреагируют страны СНГ на это заявление?

— В общем-то, для них, во всяком случае, для среднеазиатских государств СНГ, есть прямой резон прислушаться к словам Бортникова и действительно укреплять сотрудничество просто потому, что угроза существует, правда, вне зависимости от ИГ, потому что угроза может прийти из Афганистана, например, в случае серьезной дестабилизации обстановки.

— Но он говорит, что она оттуда и придет, из Афганистана именно, потому что там на северных границах уже скопились боевики.

— Да, и поэтому, скорее всего, среднеазиатские страны СНГ пойдут на ту или иную форму сотрудничества, потому что им ничего иного и не остается. Американцы им вряд ли помогут, китайцы тоже вряд ли напрямую будут лезть сейчас в регион, значит, остается Россия как сила, способная хотя бы сдерживать этих боевиков. Понятно, что если среднеазиатские режимы хотят сохраниться, они вынуждены в данном вопросе сотрудничать с Москвой.

— А можно ли это заявление расценивать как констатацию некоего успеха в Сирии и призыв к тому, что нужно вести борьбу с терроризмом, например, в Афганистане, могут ли там появится российские войска теперь?

— Во-первых, никакого успеха в Сирии пока нет, идут достаточно сложные переговоры вокруг Сирии, и Запад не уступает России, по-прежнему требуя отставки Асада. То есть какого-то успеха в Сирии нет, и в данном случае я вижу, что здесь попытка объяснить российскую позицию в Сирии. И экспедиция в Афганистан, честно говоря, будет с точки зрения общественного мнения выглядеть крайне плохо, и вряд ли Россия способна разбрасываться на столько фронтов. Не закончен кризис вокруг Донецка и Луганска, и напряженность большая сохраняется, мы влезли в Сирию, если мы теперь еще в Афганистан влезем, то, мне кажется, государство просто не справится со столькими военными экспедициями на столь разных направлениях.

Вся лента