Комитет Алексея Кудрина ждет миграционного кризиса
И отмечает, что ФМС не справилась с потоком украинских беженцев
Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина в докладе о проблемах миграции констатировал "неэффективность работы" Федеральной миграционной службы (ФМС), которая не справилась с наплывом беженцев с Украины. В частности, вовремя не оказывалась социальная помощь, затягивалось оформление статуса беженца, не был использован и трудовой потенциал украинских переселенцев. В КГИ опасаются, что в случае "дальнейшей эскалации военных действий на Ближнем Востоке и в Афганистане" Россия может столкнуться "с огромным потоком совершенно других беженцев", к приему которых не готова.
В своем докладе эксперты КГИ фиксируют "накал обсуждений, связанных с миграцией в Европе". Однако мигранты для ЕС "уже не столько гуманитарная проблема, сколько политическая", полагают в комитете. Поскольку Евросоюз в коалиции с США борется с ИГИЛ, ему важно доказать, что борьба идет "не с народами, не с мусульманами", продемонстрировать "приверженность гуманистическим принципам в отношении простых людей, бегущих от ужасов войны". При этом ЕС с населением 500 млн человек "располагает достаточными финансовыми средствами", чтобы в 2015 году принять около 1 млн беженцев, отмечается в докладе.
В России проблема массированного притока мигрантов, возникшая в связи с событиями на Украине, выглядит иначе. На поддержку украинских беженцев выделено 11 млрд руб., в то время как ЕС выделил на миграционную политику более 10 млрд евро, указывают в КГИ. По данным ФМС, на территории РФ сейчас находятся 2,6 млн граждан Украины, из которых более 1 млн человек прибыли из юго-восточных регионов страны. Но цифра "вызывает сомнение", поскольку, по оценкам ведомства, только в 2013 году в России работало около 2,9-3 млн украинцев, отмечают в КГИ. ФМС оказалась не готова к приему беженцев: "вместо оказания конкретной помощи" затягивается решение вопросов с предоставлением социальной помощи, выделением жилья, оформлением статуса беженца и временного убежища. А до июля 2014 года у ФМС даже "не было бланков, подтверждающих статус предоставления беженцам временного убежища", говорится в докладе. В России не смогли использовать трудовой потенциал беженцев с Украины, которые "по своей профессиональной подготовке выгодно отличаются" от мигрантов из Средней Азии.
В КГИ констатируют, что основную нагрузку по работе с беженцами "взяли на себя российские граждане от Ростова до Владивостока", а созданная "именно для подобной работы" ФМС продемонстрировала свою "неэффективность". В случае "дальнейшей эскалации военных действий, ведущихся на Ближнем Востоке и в Афганистане", Россия может столкнуться "с огромным потоком совершенно других беженцев", к приему которых "очевидно, не готова". Член КГИ, замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер считает, что при неблагоприятной обстановке в Афганистане может сработать "принцип домино" и в Россию потянутся мигранты из соседних Узбекистана, Таджикистана, Казахстана. "В 2015 году по сравнению с аналогичным периодом 2014 года в Афганистане было подано на 2 тыс. больше заявлений о выдаче паспортов, значит, эти люди потенциально являются мигрантами",— заявила соучредитель Института миграционной политики (Берлин) Ольга Гулина.
Глава фонда "Миграция. XXI век" Вячеслав Поставнин говорит, что при обострении ситуации на Ближнем Востоке проблема будет "похлеще, чем сейчас в Европе, с учетом того, что у нас фактически нет границ". Он напомнил, что три года назад была принята "Концепция государственной миграционной политики до 2025 года", провозгласившая упрощение процессов регистрации мигрантов и их выхода на рынок труда, но она "не стала не только "дорожной картой", но и компасом, указывающим нашим властям стратегическое направление". "Главная беда заключается в отсутствии нормального управления",— резюмировал Евгений Гонтмахер. По его мнению, ФМС "неадекватна вызовам, которые стоят перед ней": ведомство "утратило свои социальные функции" и фактически стало "силовым".