Вопрос цены
Денис Беляев, партнер адвокатского бюро DS Law
Согласно исследованиям консалтинговой компании в сфере недвижимости CBRE, только 30% городов России, чье население составляет свыше 300 тыс. человек, обеспечены торговыми площадями на уровне, сопоставимом с европейскими городами (450 кв. м и более на тысячу человек). Поэтому развитие розничного бизнеса в регионах даже при существенном снижении потребительского спроса на фоне кризисных явлений в экономике имеет неплохие перспективы.
Повсеместных покупок крупными сетями более мелких игроков в регионах ждать не стоит. Одной из причин является сравнительно небольшое количество «готовых к поглощению» сетей, имеющих подходящий формат и адаптивную систему организации бизнес-процессов. А ведь для крупных участников рынка это играет немаловажную роль при выборе объекта для поглощения. Еще одной проблемой является отсутствие во многих регионах логистической базы. Зачастую региональные игроки не имеют собственных логистических центров, позволяющих обеспечить эффективное хранение и распределение продукции до точек реализации. На создание подобных центров требуются либо значительный объем собственных средств, которые у большинства региональных игроков отсутствуют, либо кредитные ресурсы, доступ к которым в кризис ограничен. Крупные игроки также предпочитают в кризис экономить на инвестициях в инфраструктуру и, скорее, будут искать готовые объекты для приобретения, «подешевевшие» в кризис, нежели объекты, требующие серьезных вложений для адаптации к формату крупной сети.
В целом до конца года ситуация у ритейлеров в регионах будет оставаться довольно тяжелой, и сложнее всего придется средним и небольшим по размеру игрокам ввиду довольно большой закредитованности и затрудненного доступа к новому финансированию. Неэффективность бизнес-процессов и управления закупками станет еще более заметна в кризис. В отдельных сегментах, прежде всего таких как продуктовый ритейл, а также некоторых других, в большей степени консолидированных секторах, консолидация будет продолжаться.
Возможно, хотя и менее вероятно, что на фоне M&A-активности (активность слияний и поглощений) крупных игроков рынок увидит усиление отдельных средних игроков или даже появление новых в результате объединения. Вместе с тем, скорее всего, в кризис не стоит ждать появления новых крупных проектов в ритейле — слишком дорого. Однако возможно, что некоторые сети, которые не смогут договориться о выгодных условиях продажи или объединения с крупными сетями, предпримут попытки найти синергию с другими сравнимыми по размеру игроками за счет объединения в отдельных направлениях, прежде всего объединения закупок или объединения усилий в создании единой логистической базы и прочего. Возможно, в ближайшие годы мы и не увидим появления новых крупных игроков, но союзы, ассоциации или иные формы объединений предпринимателей наверняка появятся. Будут ли они успешны, покажет время.