Верховный суд правильно припарковался
Взимание платы за хранение машин на улицах Москвы признано законным
Верховный суд признал законным ввод платной парковки в Москве. В суд обратились жители столицы: по их мнению, паркинги должны быть конструктивно отделены от улиц, а плату за их пользование нужно закрепить в Налоговом кодексе. В правительстве Москвы претензии отвергли: отделять парковки не обязательно, вводить их можно с помощью одних только знаков и разметки. Плата за хранение машины, в свою очередь, налоговым сбором не считается, потому что ставить машины на городские парковки не обязательно.
Верховный суд РФ сегодня рассматривал жалобу столичного адвоката, жителя района Хамовники Евгения Именитова. В 2014 году он столкнулся с платной парковкой, введенной около его дома, и штрафом 2,5 тыс. за ее неоплату. После этого он обратился с иском в Мосгорсуд с требованием признать незаконными нормативные акты, вводящие платный паркинг,— постановление правительства Москвы и приказ департамента транспорта столицы. Мосгорсуд в мае 2015 отказал в удовлетворении иска, после чего господин Именитов обратился в ВС с апелляцией, которая сегодня и рассматривалась.
Евгений Именитов считает, что столичные власти ввели платные парковки в нарушение федерального законодательства. Закон об автомобильных дорогах гласит, что паркинги должны быть конструктивно отделены от дорожного полотна, для них нужно создавать заездные карманы и другую инфраструктуру. Мэрия Москвы, в свою очередь, просто установила знаки и разметку на уже существующих улицах. Кроме того, при организации платных паркингов не проводилось публичных слушаний, хотя это предусмотрено законом о местном самоуправлении для проектов планировки территорий, считает адвокат. Еще одна претензия заключается в том, что взимание платы с помощью резидентных разрешений — это не просто плата за парковку, а новый вид сбора (поскольку жителю никто не гарантирует свободное место). Любые сборы, считает господин Именитов, могут вводиться только Налоговым кодексом РФ.
Напомним, что последнее расширение платной парковки в октябре 2015 года вызвало массовое недовольство горожан (платный паркинг впервые затронул периферийные районы). Жители районов Останкино, Аэропорт, Сокольники провели за последний месяц несколько протестных митингов. «О нарушении закона свидетельствует и то возмущение жителей, которое мы сегодня видим»,— обратил внимание Евгений Именитов, выступая в суде.
Представитель правительства Москвы Екатерина Корчемагина все претензии отвергла. По ее словам, в 2015 году были внесены изменения в ПДД, разрешившие вводить парковочные места только знаком и разметкой, без конструктивного отделения их от проезжей части. Что касается резидентного разрешения, то оно не может быть приравнено к сбору, так как покупать его не обязательно. «Машину ведь можно поставить на соседней улице, где парковка бесплатна, или на одну из подземных стоянок»,— пояснила Екатерина Корчемагина. По поводу публичных слушаний она пояснила: введение платной парковки не является планировочным решением, поэтому проводить слушания не нужно. В рамках Генплана обсуждаются только так называемые красные линии будущих автодорог (определяют границы их размещения), а не парковка.
Выслушав мнения сторон, судья ВС Владимир Хаменков оставил решение Мосгорсуда в силе, отказав, таким образом, в удовлетворении жалобы Евгения Именитова и поддержав правительство Москвы. «Теперь будем обращаться уже в Конституционный суд РФ»,— заявил “Ъ” господин Именитов. «Регионам сегодня переданы все полномочия по регулированию парковок, но единых правил не существует, руки у всех развязаны, поэтому и возникают подобные ситуации,— пояснил “Ъ” юрист и правозащитник Виктор Вэскер.— Назрел уже единый федеральный закон о платных парковках в городах».