«Деньги возникают не из стены»
Уровень финансовой грамотности детей и подростков становится социальной проблемой
В большинстве российских семей не принято обсуждать с детьми планирование бюджета и вопросы, связанные с деньгами, это ведет к финансовой безграмотности подрастающего поколения, а это, в свою очередь, может негативно сказаться на экономике государства в целом. К таким выводам пришли авторы первого в России исследования финансовой грамотности детей и подростков, результаты которого были представлены вчера в Москве.
В 2015 году Министерство финансов РФ приступило к разработке национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения, которая должна быть представлена в 2016 году, сообщили представители ведомства на презентации доклада Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) об уровне финансовой грамотности детей и подростков, прошедшей вчера в Москве. По мнению авторов исследования, уровень финансовой грамотности населения России остается низким: заемные стратегии преобладают над сберегательными, потребители мало осведомлены о финансовых услугах. При этом единой программы финансового образования в стране нет. Из-за этого дети и подростки попадают в зону риска в вопросах финансовой грамотности. «Это социальная проблема»,— уверена генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева.
Согласно опросу, проведенному весной 2015 года в 40 регионах, 77% процентов родителей детей старше четырех лет не ведут учет семейного бюджета, а 73% предпочитают вообще не разговаривать с детьми о деньгах или сводить обсуждение к рекомендации «меньше тратить». Авторы доклада приводят комментарий участвовавшей в опросе 16-летней девочки: «Попрекают меня тем, что я слишком много трачу родительских денег». При этом 75% подростков от 12 до 17 лет располагают собственными средствами. 81% этих средств — деньги, выданные родителями в качестве карманных денег. Такие «поступления» обычно бессистемны, а значит, не позволяют подросткам планировать траты. Более половины детей тратят все или почти все средства «на текущие нужды».
С 2011 года Минфин РФ совместно с Всемирным банком реализует проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», общий объем финансирования которого составляет 113 млн долларов. Координатор проекта со стороны Минфина Анна Зеленцова пояснила, что сейчас в пяти пилотных регионах проходят апробацию комплекты учебных пособий по финансовой грамотности для родителей, учителей и учеников с 1 по 11 класс. «Если ребенок знает, что деньги возникают не из стены, то есть из банкомата, и что их нужно ответственно распределять, то уровень финансовой грамотности в целом сильно возрастает»,— считает госпожа Зеленцова.
Единой образовательной программы для детей и подростков по финансовым вопросам в России не существует. Одной из причин госпожа Зеленцова считает нежелание родителей увеличивать учебную нагрузку на детей. Сами же родители с задачей обучения детей азам финансовой грамотности явно не справляются, и результатом становятся самые невероятные представления о функционировании экономики, которые юные участники опросов демонстрировали исследователям НАФИ: «Деньги делаются из нефти, добываются из земли. Нефть перерабатывается в деньги при помощи машин в банках»,— уверена 7-летняя гражданка России. Подростки практически ничего не знают о сберегательных, страховых и инвестиционных инструментах. На вопрос, что такое НПФ (негосударственный пенсионный фонд), 17-летняя участница опроса отвечает: «Налогово-плательщиковый фонд».
При этом, несмотря на низкий уровень финансовой грамотности, дети и подростки активно совершают денежные операции, в том числе в интернете. «Отсутствие навыков и необходимых знаний может в результате привести к формированию дефицитных стратегий ведения личного бюджета», а также оказать «негативное влияние на экономику государства в целом», заключают авторы исследования. НАФИ позиционирует исследование уровня базовых знаний о деньгах у детей и подростков как первое в России, но в 2012 году Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) уже изучала вопросы финансовой грамотности российских школьников. Тогда Россия заняла десятое место среди 18 стран—участниц теста. Лидером рейтинга стал Китай.