"Денег в ИТ-консалтинг стали вкладывать меньше, но объем работы растет"
Мнение
О том, что происходит и будет происходить с рынком ИТ-консалтинга в России в период кризиса и как изменилось отношение клиентов к консалтинговым услугам в области информационных технологий, рассказал управляющий партнер компании AT Consulting СЕРГЕЙ ШИЛОВ.
— Какие изменения произошли на рынке ИТ-консалтинга за минувший год?
— Если говорить в целом об ИТ-рынке, то изменения очень сильные: он существенно сократился. Сегмент ИТ-консалтинга тоже сократился и до сих пор продолжает уменьшаться. Но спрос на консалтинговые услуги в области информационных технологий остается устойчивым. Заказов от клиентов меньше не стало, сокращается только объем денег, которые тратятся на данный вид услуг. Получается нестандартная картина: денег в ИТ-консалтинг стали вкладывать меньше, но объем работ растет. В связи с этим выигрывают те консультанты, которые могут предоставлять качественные услуги за разумные деньги. Наша компания как раз играет на этом поле, именно поэтому мы растем. Несмотря на то что в экономике в целом и в области консалтинга в частности ситуация тяжелая, мы выигрываем у конкурентов, так как способны качественно и эффективно предоставить нашим клиентам все необходимые услуги. Жизненный опыт говорит, что если спрос есть, то его надо удовлетворять, пусть даже он не такой платежеспособный, как раньше. Компании, которые могут это сделать, безусловно, получают конкурентное преимущество.
— Как другие участники рынка справляются с кризисом?
— Справляются по-разному. Некоторые компании, такие как наша, в кризис получают дополнительные преимущества, кто-то, наоборот, теряет бизнес. Все-таки значительная часть игроков сильно ухудшила свои позиции, так как их бизнес-модель не приспособлена под новые рыночные условия. Западным компаниям сейчас приходится тяжелее всего, ведь большая часть их затрат в иностранной валюте — из-за нестабильности рубля они оказались в заметном проигрыше по сравнению с российскими консультантами.
— Каким образом вам удается делать больший объем работы за меньшие деньги?
— Мы стараемся для каждого конкретного проекта найти наиболее эффективные способы его реализации. Особенность нашего бизнеса в том, что можно делать успешные проекты даже в условиях сокращенных бюджетов. Однако заказчик должен понимать, что скромный бюджет влечет за собой определенные ограничения. Ну и, конечно, важно, чтобы компания-консультант имела команду сильных и талантливых специалистов. У нас в AT Consulting очень много креативных, умных людей, которые совместно с клиентом определяют наиболее эффективный и быстрый путь выполнения того или иного проекта. Кроме того, в нашей компании внедрен проектный учет — мы умеем считать деньги и четко понимаем, где стоит пойти на компромисс, а где — нет. Так что мы не бездумно соглашаемся на меньшие деньги, но понимаем, как можно сделать ту или иную работу. Если нам невыгодно, то мы не беремся. Тем не менее в большинстве случаев AT Consulting может предложить заказчику эффективный способ решения его задач в рамках существующего бюджета.
— Вы сказали, что сейчас многие клиенты бросились трансформировать бизнес. Это тоже связано с кризисом?
— Конечно, доходы всех клиентов упали. В связи с этим, компании ищут новую бизнес-модель, которая, во-первых, позволяет выигрывать ценовую конкуренцию, а во-вторых, делать свой бизнес с прибылью. Разумеется, в связи с драматичными изменениями в экономике это возможно только при наличии новых подходов к бизнесу. Мы консультируем наших клиентов, как найти такую модель, как адаптировать под нее бизнес-процессы и автоматизировать их.
— Какие ИТ-услуги сегодня наиболее востребованы среди клиентов?
— Оптимизация бизнес-процессов и адаптация под новые бизнес-модели — сейчас это очень популярная тема. Большинство проектов по внедрению ИТ-технологий начинаются с постановки бизнес-задач. К консультантам приходит клиент и говорит: у меня проблема — падают доходы, помогите мне создать новую бизнес-модель, которая позволит моей компании выжить и остаться прибыльной на среднесрочный или долгосрочный период. Решением этой задачи почти всегда является автоматизация, которую мы советуем клиенту. Дальше мы помогаем выбрать ту или иную информационную систему и в некоторых случаях отвечаем за ее внедрение. После оказываем поддержку в эксплуатации. Наиболее востребованы системы, связанные с повышением доходности или удержанием клиентов. Оптимизация расходов, безусловно, тоже важна, но исходя из опыта нашей компании все активно инвестируют в развитие клиентов, чтобы не лишиться источника дохода.
— Можно ли сравнивать нынешнюю ситуацию с кризисом 2008 года?
— В 2008 году среди наших заказчиков было больше паники. Многие тогда просто полностью обнулили бюджеты, заложенные на консультационные услуги. Сейчас же, сокращая бюджеты, компании более адекватно подходят к вопросу затрат. К ИТ-консультантам обращаются, когда это действительно нужно. Раньше компании часто пользовались консалтинговыми услугами только потому, что это было модно.
Текущая ситуация в экономике, на мой взгляд, продлится долго. Поэтому все привыкнут к новым реалиям, адаптируются к новым веяниям, к тому, что работать можно и нужно за небольшую маржу. Вместе с тем кризис может стать катализатором положительных изменений в сфере информационных технологий. Надеюсь, что финансовая и моральная встряска позволит сформироваться обновленному ИТ-рынку с честными и прозрачными правилами игры и, возможно, новыми лидерами.
— Клиент как-то поменялся? Ваши услуги в основном заказывает бизнес или государственные структуры?
— Изначально мы работали с коммерческими структурами, с 2010 года стали активно взаимодействовать с государственными заказчиками. Сейчас их примерно поровну. Среди наших клиентов — Сбербанк России, группа ВТБ, Альфа-банк, Лето-банк, МТС-банк, ОТП-банк, Росбанк, "Азбука вкуса", "Вымпелком", "Ростелеком", "Россети", "Норникель", МОЭСК, ФСК ЕЭС, МВД, Росреестр, Минэнерго, Минкульт, "Автодор" и многие другие. Мы продолжаем работать с коммерческими компаниями, появляется много новых проектов, но новых заказчиков из бизнеса не так много. Новые клиенты в этом году в основном госкорпорации.