Положительный опыт, накопленный за десятилетия холодной войны, забывать нельзя
Обострение отношений между РФ и США ослабляет их возможности по противодействию реальным, а не мнимым угрозам. К сожалению, глядя на развитие событий, трудно исключить, что дух холодной войны вновь возобладает на достаточно продолжительное время. Поэтому необходима программа-минимум: сохранение и приумножение совместного опыта в сфере контроля вооружений, направленного на нейтрализацию главной опасности — готовности к немедленному взаимному гарантированному уничтожению.
Потенциальные возможности неядерных средств огневого и радиоэлектронного поражения, кибератак способны создать в ходе военного конфликта условия, мотивирующие применение ядерного оружия первыми. РФ и США имеют в своих арсеналах ракетные комплексы, готовые к немедленному применению, но уязвимые от первого удара противника. Прежде всего речь идет о наземных комплексах МБР. В критическом положении лидер может оказаться перед выбором — либо применить ядерное оружие немедленно, либо потерять его и потерпеть неминуемое поражение.
Неслучайно ряд специалистов заговорил о необходимости выработки мер, исключающих принятие лидером страны столь ответственного решения по сигналам системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в сжатый интервал времени (5-10 минут). Фактически речь идет о снижении риска применения ядерного оружия. Однако обсуждаемое решение вызывает сомнение. Так, например, предлагается понизить готовность ракетных комплексов, которые уязвимы от первого удара, с тем, чтобы не возникало ситуации, провоцирующей их применение после получения информации от СПРН. Но при этом развиваются неядерные высокоточные средства большой дальности.
Сейчас, когда РФ и США приводят свои стратегические ядерные вооружения в соответствие с Договором СНВ-3, мала вероятность начала переговоров о дальнейшем сокращении стратегических ядерных вооружений. Тем более что Россия говорит о необходимости перехода к многостороннему формату сокращения, что в ближайшей перспективе тоже маловероятно. Сказывается и нерешенность проблемы ПРО. Она выходит за рамки отношений РФ и США, затрагивает и интересы Китая, то есть оказывает отрицательное влияние на возможность перехода к многостороннему формату сокращения ядерных вооружений.
Есть все основания утверждать, что в мирное время принятие осознанного решения о применении ядерного оружия невозможно. Это исключалось даже на пике холодной войны. Если в отсутствие вооруженного конфликта СПРН дает сигнал о ракетном нападении, то это может быть лишь недостоверная информация. Ее причиной могут быть аппаратные сбои, преднамеренные помехи, изменения в состоянии магнитосферы Земли, несвоевременное получение уведомлений о планировавшихся пусках ракет. Но в соответствии с принятыми процедурами подобного рода информация должна быть доведена до высшего должностного лица, имеющего право на принятие решения о применении ядерного оружия. При сохраняющемся состоянии взаимного ядерного сдерживания, дислокации ракет другой стороны на расстояниях с малым подлетным временем решение о реагировании на информацию о ракетном нападении должно приниматься в условиях дефицита времени.
В мирное время, когда внезапный ядерный удар исключен, необходимо избавить высшее руководство от тревожной информации СПРН. Для этого нужно создать такие условия для персонала, обслуживающего системы предупреждения, которые позволяли бы либо предвидеть появление ложных сигналов, либо предельно оперативно определять причину этого.
Попытка организации такой работы операторов СПРН была предпринята в 2000 году, когда РФ и США открыли в Москве центр обмена данными (ЦОД) от систем предупреждения о ракетном нападении. В центре предусматривалась совместная работа американского и российского персонала с использованием национальных аппаратных средств, а в последующем и вариант их сопряжения. Даже на первоначальном этапе организации работы ЦОД мог бы реально освободить высшее руководство от рассмотрения заведомо недостоверной информации, способной привести к принятию неадекватных решений. Необходимо вернуться к идеям 15-летней давности, но не останавливаться на них. Обе страны строят системы управления ядерным оружием с использованием космических средств, одновременно выполняющих функции первого эшелона системы предупреждения о ракетном нападении, и средств передачи командной информации. Безопасность существенно зависит от надежности космических систем различного назначения. Совместный мониторинг обстановки в космосе становится объективной необходимостью. Было бы целесообразно привлечь к работе ЦОДа и представителей других государств, например Китая. От замысла создания центра обмена данными необходимо переходить к созданию совместного центра по предотвращению ядерной войны. Это заложило бы принципиально новый элемент многостороннего режима контроля ядерных вооружений.
В целом в отношениях РФ и США по-прежнему нет оснований для реанимации холодной войны с балансированием на грани взаимного гарантированного уничтожения. Геополитические интересы при наличии общих угроз имеют четкие границы влияния на процесс ухудшения двусторонней атмосферы. Тем не менее обозначившиеся тенденции не позволяют надеяться на ее скорое оздоровление. Поэтому положительный опыт, накопленный за десятилетия холодной войны, забывать нельзя.