Москва перечитала Примакова
Ведущие политики и эксперты актуализировали наследие одной из знаковых фигур современной России
В Москве завершились первые «Примаковские чтения», посвященные наследию российского политика Евгения Примакова. Участники дискуссии, проходившей в зале Центра международной торговли, на дискуссионной площадке клуба — «Меркурий» — и организованной экс-премьером и бывшим главой МИД РФ, пришли к выводу, что политическое наследие Евгения Примакова остается по-прежнему актуальным. По мнению спикеров, идеи Евгения Примакова могут служить ориентиром для российской внешней политики, жестко отстаивающей национальные интересы и при этом стремящейся к максимальной открытости миру.
Первые «Примаковские чтения», площадкой для которых был выбран Центр международной торговли, проходили через четыре месяца после кончины Евгения Примакова. Дискуссия, в которой приняли участие известные российские политики, ученые и экономисты, подтвердила: современной российской политике не хватает политического тяжеловеса, способного играть ту роль, которую играл в ней бывший премьер и глава МИД РФ.
Тон задала председатель Совета федерации Валентина Матвиенко, в 1990-е годы работавшая в правительстве Евгения Примакова. Она предложила придать международный статус мемориальным чтениям, назвав Евгения Примакова не только крупным государственным деятелем и авторитетным ученым, но и «мощным политическим явлением в жизни страны».
Валентина Матвиенко сочла необходимым напомнить, что назначение Евгения Примакова в 1996 году на пост министра иностранных дел РФ было неоднозначно воспринято на Западе. «Некоторые утверждали, что приход Примакова, руководившего до этого Службой внешней разведки, вызывает озноб. Знобило их не без оснований. Евгений Максимович кардинально изменил обстановку в МИДе и ситуацию с российской внешней политикой, ему пришлось выполнить труднейшую работу по реанимации ее многовековых основ, развить их применительно к принципиально новым условиям, возникшим после распада Советского Союза»,— отметила Валентина Матвиенко.
В связи с этим она призвала аудиторию еще раз задуматься о политическом жесте Евгения Примакова, сделанном им уже на посту премьера и вошедшем в учебники истории,— знаменитом развороте самолета над Атлантикой, совершенном в 1999 году ответ на натовские бомбардировки Югославии. По мнению госпожи Матвиенко, этот жест показал всему миру, что внешняя политика РФ изменилась бесповоротно и возврат к любым формам ее зависимости от внешних сил невозможен.
В свою очередь, выступивший на чтениях глава МИД РФ Сергей Лавров обратил внимание на то, что академик Примаков сформулировал и способствовал утверждению на практике концепцию многополярного мира, которую многие тогда считали экзотикой. По словам Сергея Лаврова, Евгений Примаков также считал, что взаимодействия внешних игроков — это ключ к разрешению многих проблем Ближнего Востока, тогда как односторонние и непродуманные действия расширяют пространство нестабильности и анархию в регионе. Тем самым он напомнил, что наследие «главного ближневосточника» российской внешней политики должно быть востребовано в нынешних усилиях, направленных на урегулирование сирийского конфликта и нормализацию ситуации в других горячих точках региона.