Регион строит «вышку»
В Ульяновской области приступают к активным реформам госуправления
Создать научно-образовательное учреждение — аналог Высшей школы экономики — которое занималось бы стратегией реформ госуправления в рамках создаваемого центра реформ, намерены в правительстве Ульяновской области. Эксперты-экономисты не уверены в успешности проекта, считая, что для этого потребуются и средства, и ресурсы, которых у региона нет, как нет и гайдаров и чубайсов, способных пойти на кардинальные изменения. По мнению политологов, запланированные реформы госуправления — это реакция губернатора на тренды федерального центра, хотя реформирование накануне губернаторских выборов может принести губернатору дополнительные сложности, ухудшив отношения внутри властной элиты.
О начале новых изменений в структуре регионального правительства объявил на аппаратном совещании губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Отметив, что региональная власть избрала путь «не приспособления к кризису», а «опережающего развития», он объявил о предстоящем кадровом решении, «которое фактически уже состоялось» — министр экономики региона Олег Асмус с 1 января 2016 г. переводится на должность заместителя губернатора — руководителя комплекса реформ. «Его новая работа связана с руководством вновь создаваемого совета по реформам, регионального центра реформ и созданием большого ульяновского образовательного и экспертного учреждения, которое будет внимательно смотреть за тенденциями в экономике, культуре, образовании, в подготовке рабочих специальностей», — пояснил Сергей Морозов, заметив, что это «очень амбициозный проект», «аналогов которому нет в Российской Федерации». Согласно уже утвержденной губернатором дорожной карте, предполагается также и переформатирование сегодняшнего регионального министерства экономического развития в министерство конкуренции.
Олег Асмус пояснил „Ъ“, что перед ним поставлена задача не только в течение будущего года создать новое образовательное и научно-исследовательское учреждение, но и «реформировать всю организационную штатную структуру правительства региона». «Губернатор хочет провести в Ульяновской области целый комплекс реформ, реформировать систему госуправления. Он даже обращался по этому поводу к президенту России, чтобы сделать Ульяновскую область пилотной в этом проекте», — пояснил господин Асмус. По его словам, министерством уже был проведен ряд реформ — внедрение риск-ориентированной модели, вывод из состава министерства блоков туризма, МСБ, и инвестиций в отдельные структуры, «которые работают лучше и эффективнее». «Я не боюсь реформ и понимаю проблему избыточного штата чиновников», — добавил министр. Он полагает, что, к примеру, целый департамент чиновников его министерства, занимающихся прогнозированием и стратегическим планированием, «мог бы более эффективно работать в структуре некой академии или экономической школы в рамках госзадания». Именно такое предложенное губернатором научно-образовательное учреждение господин Асмус считает одной из основных составляющих частей комплекса реформ. Основой формирования нового учреждения должен стать уже работающий два месяца НИИ изучения проблем региональной экономики, а далее учреждение сможет заниматься более широким спектром исследований, а также образовательными процессами, в том числе — повышением квалификации чиновников, работников предприятий и «тех, кто хочет еще чему-то научиться». При этом помимо выполнения госзадания новое научно-образовательное учреждение сможет самостоятельно зарабатывать на экспертно-консультационных и образовательных услугах. Господин Асмус пояснил, что «идея губернатора — создать в регионе аналог Высшей школы экономики», «которая, являясь самоокупаемой, выполняет правительственные задания и определяет стратегию и тактику реформ страны». Дополнительных бюджетных затрат на создание региональной школы экономики не потребуется, «все будет в рамках существующих расходов», однако, возможно, произойдет оптимизация средних специальных учебных заведений, одно из которых может также стать базой нового научно-образовательного учреждения, полагает министр. «После вывода аналитической деятельности за пределы министерства в нем останется лишь структура, которая будет в основном стимулировать конкуренцию, и фактически оно станет минконкуренции», — добавил министр, заметив, что само время ставит задачу развития конкуренции, «когда объединяются ФАС и ФСТ, а на региональный уровень переходят почти все торги». Кто возглавит его, пока неизвестно, хотя наблюдатели не исключают, что может быть предложен сегодняшний замминистра экономики Вадим Павлов.
Заметим, что Высшая школа экономики (ВШЭ) была создана еще в 1992 году как высшее государственное учебное заведение экономического профиля, и только в 2009 году получила статус Национального исследовательского университета. Сегодня в НИУ ВШЭ действует 107 научно-исследовательских институтов и центров, 32 научно-учебных и проектно-учебных лаборатории, 24 международных лаборатории под руководством ведущих зарубежных ученых.
Доктор экономических наук, завкафедрой экономического анализа и госуправления УлГу Анатолий Лапин не проявил большого оптимизма в отношении предлагаемых изменений. По его мнению, создать аналог ВШЭ как образовательного учреждения будет «практически невозможно хотя бы из-за необходимости получения лицензии — на это нет ни денег, ни ресурсов». «Но главное в реформах — человеческий фактор. Нет людей. Кто будет теми новыми гайдарами и чубайсами, способными на начальном этапе ломать устои, убеждать, сталкиваться с интересами чиновников, сильных министров — я таких людей не знаю», — отметил профессор. Он также не видит смысла в создании отдельного министерства конкуренции, «поскольку конкуренция — это основа рыночной экономики, и обеспечивать условия для нее — задача всех министерств», «в то время как минэкономики — это незыблемый столп — как Минфин или Минздрав». По мнению эксперта, и с реформами надо быть осторожнее — «лучше заняться системной работой по совершенствованию деятельности».