Губернаторы попали в информационный поток
Рекордсменом, по данным Минфина, стал Ямало-Ненецкий автономный округ
"Общероссийский народный фронт" (ОНФ) запросил у Минфина данные мониторинга бюджетных трат регионов на информационное обеспечение, который ведется по поручению президента РФ. По данным ведомства, в целом по стране расходы по статье "Средства массовой информации" не уменьшились, о чем Владимир Путин просил губернаторов, а возросли. Рекордсменом стал Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), где Минфин обнаружил 48% роста по сравнению с 2014 годом.
По данным доклада Минфина (есть у "Ъ"), расходы регионов на 30 сентября 2015 года по статье "СМИ" выросли на 422 млн руб. (с 36,158 млрд до 36,580 млрд руб.). В целом по стране рост составил порядка 1%. Рост отмечается в 42 субъектах РФ, снижение — в 40.
Рекордсменом стал ЯНАО, где траты увеличились на 48% (в бюджет на 2015 год заложено 1,8 млрд руб.), а, по данным ОНФ, в 2014 году власти региона планировали потратить 1,25 млрд руб. В пресс-службе губернатора ЯНАО "Ъ" сказали, что траты на информационное сопровождение регион, наоборот, сокращал. С докладом Минфина пресс-служба еще не ознакомилась, поэтому подробно комментировать цифры не стала.
Краснодарский край сохранил уровень трат 2014 года — 847,97 млн руб. Эксперты ОНФ полагают, что на тот момент траты были оправданы проходившей зимней Олимпиадой в Сочи. Экс-министр финансов края Иван Перонко считает это не совсем корректным. Пик расходов на Олимпийские игры пришелся на 2013 год. По его данным, расходы на СМИ в 2014 году составили 1 млрд руб. Недавно утверждена краевая целевая программа "Медиасреда" с бюджетом 3,8 млрд руб. на период до 2021 года. По подсчетам правительства края, ежегодные затраты на информирование граждан о деятельности власти составят немногим более 600 млн руб.
Москва, Московская область и ЯНАО имеют наиболее крупные СМИ-бюджеты по стране. При этом Подмосковье в 2015 году показало самое большое снижение трат. Напомним, в прошлом году ОНФ раскритиковал власти региона, теперь его расходы на СМИ уменьшились на 8% по сравнению с 2014 годом, но остаются одними из самых высоких — 2,75 млрд руб. Вице-губернатор Наталья Виртуозова подчеркнула, что расходы сокращены даже больше — на 10% (более чем на 300 млн руб.), не меньше сократят в 2016 году. "Сейчас много говорят про пиар. Но мы содержим областную инфраструктуру — телевизионную, радийную, печатные и электронные СМИ. Затраты на производство составляют более 1 млрд руб в год,— говорит она.— Сокращая бюджетные расходы, мы постарались сохранить людей, отказались от покупки FM-частоты, строительства телестудии и сети единых медиацентров". По ее словам, в отрасли занято более 2 тыс. человек, фонд оплаты труда — более 1,3 млрд руб в год.
В Калмыкии, Чувашии, Коми, Северной Осетии, Кемеровской области расходы на информирование в 2015 году не запланированы или исключены из бюджета. В ОНФ отмечают, что не требуют полного отказа от таких расходов, однако эксперты фронта сталкивались с тем, что траты маскировали под другими статьями бюджета. По словам сопредседателя центрального штаба ОНФ Ольги Тимофеевой, в регионах за последние полгода закрыли ряд СМИ, в других провели сокращения. "Значит, деньги идут не на поддержку изданий, а на финансирование пресс-служб, открытие новых информационных ресурсов",— считает она.
В регионах это отрицают. Пресс-секретарь главы Калмыкии Буянча Галзанов объяснил снижение расходов соображениями экономии: "В государственных СМИ снижена штатная численность, проведена оптимизация расходов. Никакого растаскивания этих трат по другим статьям не было". Член прежнего правительства Северной Осетии сказал "Ъ", что из бюджета было решено исключить пункт "информирование" — из-за дефицита бюджета. Замминистра информполитики и массовых коммуникаций Чувашии Юлия Стройкова сообщила "Ъ", что основным способом информирования граждан власти считают свой официальный портал. И. о. руководителя Агентства Коми по печати и массовым коммуникациям Денис Фролов пояснил "Ъ", что бюджетные средства на пиар главы и правительства Коми в бюджет не заложены, а если СМИ получают господдержку в виде субсидии, то строго на освещение социально значимых тем, среди которых освещение деятельности органов власти отсутствует.
Напомним, Владимир Путин поручил губернаторам оптимизировать бюджетные расходы на пиар, а Минфину — проконтролировать поручение по итогам первого "Форума действий", организованного ОНФ в декабре 2013 года. Теперь движение контролирует выполнение этого поручения. По предложению ОНФ правительство разработало меры, которые конкретизируют понятие "информационное освещение деятельности органов госвласти субъектов РФ". Речь идет также об исчерпывающем перечне закупок, под которыми заказчики пытаются завуалировать услуги по освещению своей деятельности. Этот порядок вступит в действие в 2017 году. До того времени ОНФ предлагает губернаторам публиковать отчеты обо всех расходах в этой сфере на своих официальных сайтах.