«Трудно себе представить, чтобы Турция сделала всерьез какую-то наземную операцию»
Специальный репортаж Юрия Мацарского
Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил о готовности властей начать военную операцию против поддерживаемых западной коалицией сирийских курдов, чтобы не допустить создание ими своей автономии. С подробностями — политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Юрий Мацарский.
Для Турции вопрос автономии курдов непростой и болезненный, даже если речь идет о курдах, живущих в Сирии. Курды — крупнейший в мире народ, лишенный своего национального государства, составляет значительную часть населения в Турции, Сирии и Ираке. В последнем они добились создания де-факто государства в государстве — широкой автономии, позволяющей им, например, выдавать собственные визы и даже торговать нефтью без оглядки на центральное правительство в Багдаде. Основным покупателем этой нефти является Турция, наладившая неплохие отношения с Иракским Курдистаном, но так и не нашедшая общего языка с Курдистаном сирийским.
Востоковед Александр Сотниченко объясняет это наличием среди сирийских курдов большого числа сторонников Рабочей партии Курдистана. Слово «партия» не должно вводить в заблуждение. Это не парламентское образование, а вооруженная повстанческая организация, находящаяся в состоянии войны с Турцией с середины 80-х годов и признанная Анкарой террористической группировкой. По словам специалиста, турецкое руководство всерьез опасается, что курдская автономия в Сирии превратится в террористическое образование, активно действующее в соседней стране. Однако, продолжает Сотниченко, опасения эти появились не сегодня и не вчера, а потому заявления Эрдогана о возможном начале операции в Сирии, скорее всего, продиктованы не реальной опасностью, а близостью парламентских выборов в Турции, намеченных уже на 1 ноября.
«Партия справедливости и развития, которая правила Турцией последние 13 лет, удержаться у власти и сохранить монополию на власть пока не может. Нужны срочно какие-то интересные ходы, которые или позволят привлечь голоса избирателей, в частности это заявление явно рассчитано на достижение поддержки со стороны националистически настроенного избирателя, или же, начав бомбардировки, ввести в стране чрезвычайное положение и некоторым образом отсрочить выборы», — полагает Сотниченко.
Бомбить позиции курдов в Сирии безнаказанно не выйдет, предупреждает член национального Конгресса Курдистана Фархат Патиев. Возможно, увязшее в долгой гражданской войне сирийское руководство и не сможет ответить на вмешательство Анкары в собственные дела. Но курды и в том числе, курды турецкие, говорит Патиев, воспримут начало операции в Сирии как объявление войны.
«Это будет своего рода попытка, с одной стороны, нарушить государственную границу в Сирии, с другой стороны, это является уже открытым военным конфликтом с курдским народом. Это может только способствовать ухудшению ситуации внутри самой Турции. Турецкий Курдистан не будет молча сидеть и наблюдать за тем, как Турция будет наносить удары по сирийскому Курдистану. Это приведет к большой войне, если Турция, невзирая на заявления различных стран мира, невзирая на решение НАТО, США, решения РФ, Ирана и других стран все же попытается сделать то, что считает, на данный момент, нужным, объявляя войну уже сирийским курдам. Конечно, это будет чревато тяжелыми последствиями для самой же Турции», — уверен Патиев.
Турция уже участвует в боях на территории Сирии. Официально ее самолеты и время от времени сухопутные силы заняты уничтожением живой силы, техники и инфраструктуры боевиков запрещенного в России «Исламского государства». Но сирийские курды говорят, что на деле турки наносят удары по их позициям. Однако представить себе, что Анкара в открытую начнет массированную атаку на поддерживаемых Западом сирийских курдов, говорит научный сотрудник Института востоковедения РАН Григорий Меламедов, все еще невозможно. Хотя Эрдоган и будет всеми силами препятствовать созданию курдской автономии.
«Турецкое руководство считает, что это продолжение политики расчленения государств, проводимой по всему Ближнему Востоку, и что курдское государство в конечном итоге будет марионеточным, и его единственной задачей будет борьба с распространением турецкого влияния. Но я все-таки не верю, что они рискнут на это пойти, потому что это означало бы просто прямое столкновение с США, которые активно поддерживают курдов. Мне кажется, что это нереально трудно себе представить, чтобы Турция сделала всерьез какую-то наземную операцию, если речь идет просто о бомбежках, то они и до этого бомбили курдские позиции, а если речь идет о земной операции — то это слишком серьезно», — рассказал «Коммерсантъ FM» Меламедов.
30 октября в Вене начинается очередной раунд переговоров по сирийской проблеме, с участием делегаций 13 стран, включая Иран, США, Турцию и Россию. По словам представителей российского МИДа, задачей нынешних переговоров станет запуск процесса политического урегулирования конфликта в противовес военным методам разрешения противоречий.