Грузовики заплатят за проезд

обременение

С 15 ноября с владельцев грузовиков массой более 12 тонн за проезд по дорогам федерального значения будет взиматься плата. Собирать ее будет уполномоченная государством компания, средства эти пойдут на ремонт дорожного полотна и расширение дорожной сети. Ожидается, что за год с грузовиков удастся собрать около 40 млрд руб.

Фото: PhotoXpress

Практика взимания платы с грузовиков, двигающихся по дорогам общего пользования, не нова. В Западной Европе аналогичный сбор был введен в 2005 году. В России перевозчики до сих пор оплачивали перевозку лишь сверхтяжелых грузов (к примеру, элементов строительных конструкций или технологического оборудования). Объяснение того, почему взимается такой сбор, было простое: колеса перегруженного автомобиля давят на дорожное покрытие сильнее, чем рассчитывали конструкторы дорог, и разрушают его. Собранные деньги идут на ремонт дороги. На водителей грузовиков и компаний, пойманных на отправке в рейс перегруженных машин без специального разрешения и, соответственно, оплаты, налагают суровые штрафы. Следят за перегрузом пункты весового контроля, расположенные рядом со стационарными постами ГИБДД. Но это не компенсирует ущерба, который наносят дорогам грузовики со сверхнормативным весом: по данным Росавтодора, он составляет 2,6 трлн руб. в год, что почти вдвое превышает годовой объем дорожных фондов всех уровней.

Идея создать систему взимания платы (СВП) с владельцев всех грузовиков разрешенной массой более 12 тонн возникла в Минтрансе в 2012 году. На разработку "Платона" — такое имя получила система сбора платежа — ушло три года, и вот сейчас, в ноябре, она запускается в эксплуатацию.

Отныне владельцу грузовика до отправки транспорта в рейс следует зарегистрироваться в "Платоне" (это уже сделало более 900 крупных компаний-перевозчиков), получить расчетный счет и перевести на его депозит деньги с помощью банковской карты или через терминал. Управлять счетом можно с помощью мобильного приложения.

Депозит этот можно потратить двумя способами. Первый предполагает установку в салоне грузовика прибора c GPS/ГЛОНАСС-датчиком. Он передает спутниковые координаты грузовика через сеть сотовой связи в центр обработки данных для вычисления траектории движения большегруза и суммы средств для списания со счета согласно тарифу 3,06 руб./км. Первоначально тариф был 3,73 руб., но накануне запуска "Платона" его уменьшили по просьбам перевозчиков. Деньги списываются по мере следования по трассе. Приборы уже выдают бесплатно в 138 центрах обслуживания СВП, многие из которых расположены возле погранпереходов (для въезжающих в страну машин). Всего, по оценкам Росавтодора, на весь парк российских и зарубежных большегрузов понадобится около 2 млн таких устройств, но на первое время их будет выпущено примерно 200 тыс.

Второй вариант — оплата заранее согласованного маршрута, в этом случае устанавливать прибор в грузовик не нужно. Оформить и оплатить поездку можно через терминал или мобильное приложение, оформив так называемую маршрутную карту. Отклонение от маршрута будут контролировать камеры, установленные вдоль федеральных дорог. Они не только считывают номер грузовика, но и визуально выделяют из потока именно 12-тонники. Вместе с камерами будут установлены сенсоры, выявляющие наличие бортового устройства в машине (прибор оборудован микроволновым передатчиком). Первые 20 рамок с камерами в ЦФО заработают с 15 ноября, к концу 2016 года их будет более 100, к 2017 году — 481. Предполагается, что камеры будут контролировать всю сеть федеральных дорог (50 тыс. км). Но первое время основная нагрузка ляжет на 100 мобильных комплексов фотовидеофиксации, которые будут курсировать по магистралям.

"На первых порах большинство перевозчиков будут оформлять маршрутные карты. Бортовыми устройствами будут пользоваться крупные компании с большим парком машин,— считает коммерческий директор "РТ-Инвест Транспортные системы" Антон Замков.— В европейских странах на этапе запуска СВП приборами пользовались максимум 15-20% от общего числа перевозчиков".

С 15 ноября вместе с запуском СВП вступает в силу и новая редакция КоАПа. Если грузовик массой более 12 тонн движется по дороге без бортового устройства, без денег на депозитном счету "Платона" или за пределами согласованного маршрута, то штраф составит 5 тыс. руб. для водителя и 450 тыс. руб. для компании--собственника автомобиля. Штрафные сборы будут направлены в Федеральный дорожный фонд. От санкций и взимания платы будут освобождены автобусы, спецгрузовики полиции, пожарной службы, скорой помощи и военных. При пользовании дорогами ГК "Автодор" за проезд нужно будет платить только по тарифам платных дорог.

Для реализации проекта СВП использованы не государственные, а частные инвестиции. Общая стоимость системы оценивается в 29 млрд руб. Концессионером выступает компания "РТ-Инвест Транспортные системы", которая привлекла в проект деньги Газпромбанка. "Это очень важная задача, позитивное значение которой для экономики гораздо шире, чем само по себе упорядочение движения 12-тонников,— говорит заместитель председателя правления Газпромбанка Алексей Матвеев.— Средства, которые удастся собрать благодаря этой инновации, будут направлены и на ремонт дорог, и в целом на развитие автодорожной инфраструктуры, а соответствующие проекты обеспечат мультипликативный эффект данных инвестиций для многих отраслей. Одновременно компании-перевозчики получат мотивацию для оптимизации своей логистики, и конкуренция в этой сфере будет способствовать успеху наиболее правильно и прозрачно организованных предприятий".

Концессионер вводит систему в эксплуатацию, модернизирует ее, выпускает дополнительные бортовые приборы, устанавливает рамки, сообщили "Ъ" в Газпромбанке. Общий срок реализации проекта — 13 лет. Каждый год "РТ-Инвест" будет получать от государства фиксированную плату за свою работу. "Таким образом, концессионер не несет рисков сбора платы или риска объема трафика, который очень сложно оценить",— поясняет управляющий директор департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка Павел Бруссер. Банк представил проект 12-тонников в программу инвестпроектов с господдержкой с льготным финансированием ЦБ. Полученные от взимания платы деньги будут поступать в федеральный бюджет и направляться на дорожные работы и строительство объектов дорожной инфраструктуры: речь идет примерно о 40 млрд руб. в год. Президент Владимир Путин уже поручил направлять большую часть этих средств на региональные дорожные проекты и на строительство мостов, обходов крупных городов, развязок (в 2016 году на эти цели в бюджете уже заложено 32 млрд руб.). Тем более что наполняемость региональных дорожных фондов сейчас 13-14% от необходимого объема.

"В ряде регионов уже инициированы крупные концессионные проекты, которые не могут быть реализованы без поддержки государства, необходим капитальный грант на строительной фазе,— поясняет Павел Бруссер.— Это, к примеру, мост в Новосибирске, мост через Лену в Якутии и другие. Как известно, бюджетные источники для реализации этих целей ограниченны. Сборы от взимания платы с грузовиков будут предназначены для решения в том числе этой проблемы: Росавтодор сможет распоряжаться дополнительными деньгами для финансирования региональных объектов. Выбирать их будут по специальной методике решением межведомственной комиссии".

Введение платы будет иметь и ряд косвенных эффектов. Подсчитана, к примеру, возможная экономия на снижении аварийности (в связи с улучшением состоянием дорог) — около 10 млрд руб. в 2017-2031 годах. Кроме того, СВП с высокой долей вероятности повлияет и на работу компаний-перевозчиков. "Как только будет введена плата за проезд, коммерческие перевозчики начнут планировать маршруты таким образом, чтобы логистика была максимально эффективной,— поясняет Павел Бруссер.— Иными словами, не должно быть так, что из одной точки в другую грузовик едет нагруженный, а обратно --- пустой. Введение платности будет мотивировать владельцев грузовиков искать оптимальные схемы загрузки в оба конца".

СВП только запускается, однако власти уже говорят о возможном векторе ее развития. Глава Федерального дорожного агентства Роман Старовой заявил, что планируется совместить систему контроля 12-тонников с существующей системой весогабаритного контроля (измеряет массу грузовиков прямо на ходу и высылает штрафы по почте за несанкционированный перевес).

"В следующем году, вероятно, изменится законодательство, и система взимания сбора с 12-тонников начнет распространяться в регионы, заинтересованные в развитии и поддержании собственной дорожной сети,— говорит Алексей Матвеев.— Мы уже рассматриваем возможность участия и в таких проектах".

Иван Буранов

Вся лента