Азербайджанские избиратели подали голос в тишине
Парламентские выборы завершились безоговорочной победой сторонников президента
1 ноября в Азербайджане состоялись парламентские выборы, которые завершились вполне предсказуемо — победой правящей партии «Ени Азербайджан» («Новый Азербайджан») президента Ильхама Алиева. По предварительным данным, в подавляющем большинстве округов победу одержали либо члены партии власти, либо сочувствующие им беспартийные кандидаты. Члены российской мониторинговой группы «Гражданский диалог» признали выборы демократическими, тогда как, по данным “Ъ”, оценка западных представителей будет критической. Что касается азербайджанских собеседников “Ъ”, то они призвали наблюдателей «не придираться к мелочам», а признать тот факт, что «руководство страны пользуется реальной поддержкой населения, которое не видит ему внятной альтернативы». С подробностями из Баку — корреспондент “Ъ” МАКСИМ ЮСИН.
Предвыборная кампания в Азербайджане прошла почти незаметно. Политической рекламы на улицах не было вообще, а листовки с портретами кандидатов если порой и попадались, то удивляли своей неброскостью. На телевидении — тишина, ни дебатов, ни агитации. По местному законодательству право на бесплатный эфир получают политические силы, которые выдвигают своих кандидатов не менее чем в 60 округах (из 125). Такого показателя не смогла достичь ни одна из оппозиционных партий. А «Ени Азербайджан» добровольно отказалась от своего права на телеэфир. «Мы продемонстрировали честную игру, не хотели пользоваться преимуществами, которых не имели конкуренты»,— пояснили “Ъ” представители правящей партии.
Впрочем, дипломат, представляющий в Баку одну из стран ЕС, назвал “Ъ” еще одну причину, по которой, как он считает, власти предпочли «режим тишины». «Для команды Ильхама Алиева сейчас непростой момент. На фоне бурных событий в регионе, особенно на Ближнем Востоке, Азербайджан остается островком относительной стабильности. Однако из-за падения цен на нефть правительство начинает испытывать определенные проблемы: в феврале пришлось на треть девальвировать национальную валюту манат, цены высокие. В ходе активной, эмоциональной избирательной кампании оппозиция могла бы сделать упор на социальных проблемах. Властным элитам это не нужно, их лозунг — стабильность и преемственность. И выборы должны это продемонстрировать»,— объясняет “Ъ” европейский дипломат.
Азербайджанский парламент (Милли Меджлис) состоит из 125 депутатов, которые избираются на пять лет по мажоритарной системе. На места в парламенте на сей раз претендуют 767 кандидатов, представляющие 15 партий. Среди оппозиционных сил в кампании наиболее активно участвовали блок «Азадлыг-2015» («Свобода-2015»), объединяющий семь движений, партии «Умид» («Надежда»), «Республиканская альтернатива» (ReAl), а также Nida и «Мусават». Впрочем, две последние партии, проведя кампанию, заявили об отказе участвовать в выборах, так как не верят в демократичность голосования. В случае с «Мусават», однако, власти отказались снять партию с выборов, поскольку бюллетени с именами кандидатов (в том числе мусаватистов) были уже напечатаны. Наиболее радикальная оппозиция в лице «Народного фронта Азербайджана» и «Национального совета демократических сил» выборы бойкотировала.
Некоторый элемент нервозности в политическую жизнь Азербайджана внесла недавняя отставка главы Министерства национальной безопасности Эльдара Махмудова, находившегося на этом посту более десяти лет. Вслед за ним были уволены еще четыре генерала МНБ, а семь сотрудников ведомства арестованы. По официальной версии, причиной отставки генерала Махмудова стало то, что его ведомство обкладывало данью бизнес, занимаясь рэкетом в государственных масштабах.
Впрочем, есть и еще одна версия, которую разделяют информированные собеседники “Ъ” в Москве. Согласно ей, Эльдар Махмудов поддерживал слишком тесные контакты с израильским «Моссадом». Именно израильтянам он якобы заранее передал данные о пусках российских крылатых ракет из Каспийского моря по исламистам в Сирии. На саммите в Астане между Ильхамом Алиевым и президентом РФ Владимиром Путиным состоялся разговор на эту тему, и уже 18 октября, сразу после возвращения из Казахстана, лидер Азербайджана отстранил генерала Махмудова. По мнению руководителя российской мониторинговой группы «Гражданский диалог» на азербайджанских выборах Сергея Маркова, эта история «служит иллюстрацией плодотворного диалога и хороших контактов между президентами двух стран». По мнению господина Маркова, и по линии спецслужб между Москвой и Баку существует «практически идеальное взаимодействие, тем важнее было решить вопрос с Махмудовым и снять подозрения».
Со своей стороны, как заверил “Ъ” Сергей Марков, «Россия готова прийти на помощь Азербайджану в нынешней сложной ситуации, когда Запад резко усилил на него нажим и собирается подвергнуть критике парламентские выборы».
Предвыборное напряжение между Западом и Баку наиболее явственно проявилось в том, что Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ отказалось направлять на выборы свою миссию. Поводом стало то, что власти Азербайджана не согласились с числом наблюдателей, которых собиралась командировать в республику эта структура,— 380. В Баку были готовы принять 130, но в БДИПЧ пошли на принцип: либо 380, либо вообще никто. По данным “Ъ”, западные эксперты готовятся подвергнуть азербайджанские выборы резкой критике, обвинив власти в зажиме оппозиции и «имитации демократического процесса». Российские же наблюдатели сочли голосование «соответствующим общепринятым демократическим нормам».
В самом Азербайджане на сей счет существуют разные оценки. «Выборы прошли так, как и стоило ожидать,— говорит “Ъ” оппозиционно настроенный политолог Зардушт Ализаде, бывший замглавы социал-демократической партии.— Народ не знал, не знает и не хочет знать настоящей демократии. Я не наблюдаю у наших людей ярко выраженного желания изменить свою жизнь. Пока есть нефтедоллары и часть этого богатства доходит до населения, общество это устраивает».
«Избирателей волнуют простые вещи: как власти решают социальные проблемы, создают рабочие места, строят дороги, жилье, выплачивают зарплаты и пенсии. В этом смысле Ильхам Алиев и его партия выгодно отличаются от оппозиционеров,— убежден еще один собеседник “Ъ”, руководитель клуба политологов “Южный Кавказ” Ильгар Велизаде.— За последнее десятилетие уровень жизни повысился существенно, и это выбивает козыри у оппонентов власти. Люди хотят стабильности и конструктивности, им надоело, что оппозиция постоянно критикует президента и его политику, не предлагая реальной альтернативы».
О «безальтернативности» нынешнего лидера Азербайджана “Ъ” заявил и дипломат, представляющий в Баку одну из стран ЕС: «Я вам скажу вещь, с которой, возможно, многие мои коллеги не согласятся. Но от фактов никуда не деться. Сравните Азербайджан, власти которого в Европе регулярно критикуют за авторитаризм, и другие постсоветские страны, где с точки зрения демократии ситуация вроде бы лучше,— Грузию, Молдавию, Украину. Но там — более низкий уровень жизни, потрясения, а порой и война. Здесь же — стабильность и предсказуемость, несмотря на такую мину замедленного действия, как Нагорный Карабах. Но даже в отношении этого конфликта Ильхам Алиев в целом держит ситуацию под контролем: перестрелки и бои вдоль линии соприкосновения к широкомасштабному конфликту пока не привели. Надеюсь, что и не приведут».