Госзаказчиков станет еще больше
Закупки ГУПов и МУПов включат в контрактную систему
В распоряжении "Ъ" оказался поступивший в правительство отчет Минэкономики о работе над ужесточением правил госзакупок для 3,7 тыс. ГУПов и 8,3 тыс. МУПов (см. "Ъ" от 20 июля). Форсировать принятие законопроекта поручил Минэкономики 9 октября первый вице-премьер Игорь Шувалов. Предприятия предлагается перевести под действие закона о контрактной системе в сфере госзакупок 44-ФЗ вместо закона о закупках госкорпораций 223-ФЗ, предоставляющего им больше свободы при выборе неконкурентных процедур закупки.
Правительство беспокоит бесконтрольное освоение миллиардных ассигнований региональными и муниципальными властями, финансирующими бюджетные стройки через субсидирование подведомственных им ГУПов и МУПов. В 2014 году эти предприятия заключили контракты на 3,1 трлн руб. по 223-ФЗ и всего на 23 млрд руб.— в рамках необязательного для них 44-ФЗ, 72% закупок приходилось на сферу строительства. Крупнейшими заказчиками были ФГУПы — "Конструкторское бюро "Арсенал"" (438,9 млрд руб.), "Почта России" (184,4 млрд руб.), ее подразделения в Краснодарском крае и на Чукотке (177,1 млрд и 160,9 млрд руб.) и "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (159,7 млрд руб.).
Минэкономики в отчете, подготовленном заместителем главы ведомства Евгением Елиным, называет основным оппонентом реформы закупок унитарных предприятий правительство Москвы. По данным Минэкономики, в 2015 году московские ГУПы и МУПы заключили по 223-ФЗ 27,7 тыс. контрактов. 272 млрд руб. были освоены в сфере строительства, 49 млрд руб.— в обрабатывающей промышленности, 33 млрд руб.— на сделках по недвижимости, 12 млрд руб.— в розничной торговле и ремонте автомобилей и 9 млрд руб.— в сфере коммунальных, социальных и иных услуг. По 44-ФЗ московские госпредприятия заключили всего 72 контракта. Мэр столицы Сергей Собянин еще в феврале заявил о "нецелесообразности" распространения закона о контрактной системе на закупки унитарных предприятий "до 1 января 2017 года из-за дополнительных финансовых и временных издержек и угрозы участия в торгах недобросовестных подрядчиков, что может повлечь за собой срыв сроков строительства и увеличение объемов незавершенного строительства".
Замечания к проекту Минэкономики осенью подготовило совместно с ФСБ и государственное правовое управление (ГПУ) администрации президента (АП). В документе (есть у "Ъ") отмечается, что в проекте "не решены отдельные вопросы, связанные с подготовкой к его реализации". В частности, речь идет о необходимости и сроках опубликования правовых актов унитарных предприятий. "Также неясно, как будет осуществляться планирование ими закупок на 2017 год",— отмечает ГПУ. По мнению управления АП, "внесение предлагаемых изменений приведет и к исключению из сферы действия 223-ФЗ закупок подконтрольных ГУПам и МУПам дочерних обществ". В Кремле интересуются, умалчивается ли об этом специально (чтобы закупки "дочек" подпали под действие ФЗ-44) или Минэкономики просто забыло оставить их под действием ФЗ-223. Минэкономики предлагает решить это ко второму чтению проекта в Госдуме.
Господин Елин также доложил Игорю Шувалову и о выполнении порученной Минэкономики, Минпромторгу и ФАС "проработке вопроса о порядке определения референтных цен на закупки для государственных и муниципальных нужд, а также субъектов естественных монополий" для борьбы с "откатами". "Бесконтрольное завышение цен в закупках является экономической основой "откатов", которые таким образом закладываются в стоимость контракта",— пояснил "Ъ" Евгений Елин. Министерство предлагает рассчитать для федеральных округов среднерыночные цены по основным видам товаров и услуг для обоснования стартовых цен закупок. Неадекватное завышение цены будет сигналом для внеплановых проверок Росфиннадзора, которые сейчас сводятся к процедурному контролю.
Де-факто референтные цены, по замыслу министерства, должны стать аналогом тарифных ограничений — предлагается включать в них все издержки поставщика (подрядчика, исполнителя), связанные с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, а также налоги и сборы. Их можно будет использовать и для оценки деятельности руководства компаний с госучастием, тарифов на услуги субъектов естественных монополий, а также в качестве источников ценовой информации для исчисления налоговой базы.