Для боевиков ИГИЛ нужно «русское Гуантанамо»
Боевики «Исламского государства» казнили 12 детей за попытку бегства, сообщает курдский телеканал Rudaw. Сообщается, что подростки в возрасте от 12 до 16 лет были убиты в районе тренировочного лагеря в иракском городе Мосул. О том, как поступать с россиянами, ушедшими воевать на стороне запрещенного в стране «Исламского государства», рассуждает политолог Георгий Бовт.
Звучат призывы лишать российского гражданства лиц, вступивших в ряды террористов. До 7 тыс. граждан стран СНГ, из них более 2 тыс. россиян, говорят спецслужбы, состоят в запрещенном в России ИГИЛ и ему подобных структурах. Что с ними делать, если не удастся «замочить» в Сирии? Недавно главы Ингушетии и Чечни, Евкуров и Кадыров, предложили: тех, кто воюет за ИГИЛ, лишать гражданства и в страну не пускать. Эмоционально я тоже «за», пусть бы эти люди остались где-то там. Хотя есть и возражения: они найдут лазейку, чтобы проникнуть в страну, а лишение гражданства, напротив, вселит в них чувство безнаказанности: мол, родина с них не взыщет. На деле все еще сложнее.
В СССР была практика лишения гражданства и даже высылки из страны в массовом порядке в сталинские годы. В основном даже не через высылку, а через расстрел и поражение в правах. А вот в брежневские годы советского гражданства лишили лишь 15 человек. Российская Конституция гласит (статья 6, п. 3): гражданин России «не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Федеральный закон «О гражданстве» тоже предусматривает лишь добровольный выход из него, оговаривая только случаи ограничений. Например, у человека есть долги перед страной или он сидит.
Ссылки на мировой опыт — мол, такие законы появились — не совсем корректны. Да, законы и прецеденты уже есть во Франции, Австралии и Канаде. Но во всех этих случаях речь идет о лишении гражданства тех, кто имеет второе, либо в порядке денатурализации, оснований для которой, скажем, для натурализованных граждан США чуть ли не с десяток. Но не о лишении гражданства тех, кто имеет лишь одно, причем с рождения, без возможности получить другое. То есть, чтобы человек стался апатридом. Лишь Таджикистан и Узбекистан в этом году приняли законы о лишении гражданства, что называется, «в никуда». Особенно сильны узбекские формулировки: лишить гражданства можно за преступления против мира, наемничество, терроризм, а также «возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды». Широко.
Лишение гражданства лиц, не имеющих другого или возможности его получить, противоречит двум основополагающим международным договорам, ратифицированным Россией. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 года гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». В Конвенции ООН о предотвращении безгражданства 1961 года говорится: «Если по закону какой-либо страны можно лишать гражданства, то только тех, кто имеет или приобретает другое гражданство». То есть куда проще юридически не лишать россиян-боевиков ИГИЛ гражданства, а принять их тут, заперев пожизненно в каком-нибудь аналоге Гуантанамо.