«Другие варианты, кроме теракта, здесь не подходят»
Заслуженный пилот РФ Петр Марченко об авиакатастрофе на Синае
Эксперты с места трагедии назвали три версии разрушения А321 в воздухе, пишет «Коммерсантъ». Среди возможных сценариев — ударная волна небольшой бомбы, оторвавшиеся детали двигателя и возникшие в несущих конструкциях усталостные трещины. Предполагается, что причиной трагедии стала взрывная разгерметизация салона — корпус лопнул от резкого перепада давления. Заслуженный пилот Российской Федерации Петр Марченко ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Алексея Корнеева.
— Каким образом будут проверяться все эти версии, предположим, какой-то взрыв на борту?
— Алексей, два черных ящика, один «живой», но он будет пустым, потому что экипаж даже слова не успел сказать, настолько была внештатная ситуация. А вот второй ящик записывает все параметры самолета, их сотни. И когда его расшифруют, то будет ясно, что же произошло. Версий много — отказ управления, отказ автопилота, взрыв на самолете, разгерметизация.
Страшно знаете что? Отказ, допустим, двигателя не является таким серьезным инцидентом, мы экипаж обучаем на тренажере, они всегда справляются, даже если пожар. Но как-то сказали, что был пожар в двигателе. Этого не может быть, пожар обычно случается на взлете, когда двигатели сильно загружены. А здесь экипаж занял высоту 9 тыс. м. И есть данные Flightradar, который отслеживает параметры полета самолета. Получилось страшное: 9 тыс. м, затем вдруг резко высота 9700, потом резко падение — 8600, потом резко вверх — 10 тыс., и потом самолет начинает падать с уменьшением скорости до 170 км, на такой скорости самолеты не летают. Самолет попадает во второй режим, и он просто начал падать, он развил большую вертикальную скорость.
— Петр Алексеевич, получается, буквально за две минуты все это происходило? Как я понимаю, если отказывают двигатели, то самолет все-таки какое-то время еще планирует. А здесь этого не происходило.
— Нет, это не отказ двигателя, ни одного, ни двух даже, экипаж бы дальше планировал.
Здесь произошло что-то, нестандартная ситуация. Почему? Потому что экипаж ни одного слова не сказал в эфир. По всем нашим документам он обязан передать в эфир, что случилось, какая высота, какие его действия и так далее. Должен подать сигнал бедствия. Ничего этого не было, понимаете, мгновенно.
— Петр Алексеевич, значит ли это, что произошла мгновенная разгерметизация кабины?
— Возможен такой вариант, и то, что самолет испытал большие перегрузки — вверх, вниз, вверх, вниз — и потом это могло привести уже к тому, что от перегрузок слишком большие нагрузки на планер. Самое уязвимое место на самолете — это хвост, потому что крылья очень сильные, там лонжероны стоят, стрингеры, они несут двигатель, они несут топливо. А хвост, тем более на этом самолете было повреждение ранее, но его отремонтировали, хвост первым отвалился в воздухе, потому что его нашли в 10 км от места падения основного фюзеляжа.
— О чем говорит такой разброс? Большой разброс деталей, там 20 кв. км, на таком расстоянии, на такой огромной территории находят сейчас обломки этого аэробуса.
— Это говорит о том, что самолет начал разрушаться в воздухе. Но все-таки основная часть, фюзеляж, развалился на две части, на три при ударе о землю.
Версий может быть много, но ситуация была нестандартная, и трудно предположить, раз экипаж не мог сказать, значит, мгновенная потеря работоспособности экипажа. Это может быть при взрыве, при разгерметизации, при потере управления, поэтому возможность теракта я не исключаю, потому что другие, нормальные варианты здесь не подходят.
— Усталостные трещины еще называют, предположим, в конструкциях самой кабины, самого фюзеляжа. Может такое быть? Такое же было вот с Ан-24, «Коммерсантъ» в понедельник вспоминает авиакатастрофу 97-го года.
— Трещины, то, что произошло, это уже были последствия, потому что отвалился первым хвост. А последствия того, что самолет необычно себя вел, эти скачки вверх, вниз, вверх, вниз — это возникли страшные перегрузки, которые уже потом привели к тому, что усталостные трещины, и хвост отвалился первый. Поэтому на эшелоне это не могло быть от того, что просто трещина. Это все последствия. Трещина — это уже последствие необычного поведения самолета, с которым экипаж даже не мог справиться. Это мгновенная потеря работоспособности.