Депутат терпит финансовое банкротство
Но рассчитывает остаться в политике
Арбитражный суд Волгоградской области отложил на месяц рассмотрение иска «Промсвязьбанка» к Татьяне Михеевой — супруге депутата Госдумы от «Справедливой России» Олега Михеева. Банк требует признать жену парламентария банкротом, два иска с аналогичными требованиями ранее были направлены и в отношении самого господина Михеева. По одному из них заявление уже отозвано истцом (физическим лицом), рассмотрение второго также откладывается. Сам Олег Михеев заявил „Ъ“, что «в любом случае пройдет процедуру», которую считает «нормальным экономическим действием» и выразил уверенность, что статус банкрота не помешает его дальнейшей политической карьере.
Арбитражный суд Волгоградской области рассматривает иски о личном банкротстве в отношении руководителя областного отделения «Справедливой России» депутата Госдумы Олега Михеева и его супруги Татьяны. В случае с госпожой Михеевой инициатором банкротства стало ПАО «Промсвязьбанк». Напомним, в 2007 году Олег Михеев продал этой структуре волгоградский ОАО АКБ «Волгопромбанк», а «Промсвязьбанк» выдал кредитов на общую сумму 976,8 млн руб. ООО «Данко», ООО «Ника» и ООО «Стар Трек», входившим в подконтрольную господину Михееву группу «Диамант» под личные поручительства Олега и Татьяны Михеевых. Компании задолженность не выплачивали, а супруги Михеевы подали друг против друга иски в районные суды Волгограда, доказывая, что не согласовали обязательства по кредиту между собой в положенной по закону форме, а потому теперь наложенные по решению суда взыскания могут нанести вред имуществу каждого из них. Эти доводы были судом отклонены, затем оспорены четой Михеевых, но уже в 2011 году решение не в пользу депутата и его супруги утвердил Верховный суд. Судебными актами подтверждена личная задолженность Олега Михеева в 345 млн, а его супруги в 938 млн рублей. В разное время в отношении Олега Михеева велись исполнительные производства по взысканию крупных сумм в пользу еще нескольких банков: «Москоммерцбанка», «Казкоммерцбанка» (более 1 млрд рублей), «НОМОС-банка». В 2013 году по представлению Следственного комитета Госдума лишила господина Михеева депутатской неприкосновенности. В отношении народного избранника было возбуждено уголовное дело по трем статьям («Покушение на мошенничество», «Мошенничество», «Воспрепятствование правосудию»). Речь идет о еще одном эпизоде взаимоотношений господина Михеева с «Промсвязьбанком», а также об отчуждении имущества Волгоградского моторостроительного завода на сумму 500 млн рублей. В истории с имуществом моторостроительного завода в качестве одного из выгодоприобретателей фигурировало ООО «Зарина».
1 октября 2015 года (первый день действия закона о банкротстве физических лиц) именно эта компания подала в волгоградский арбитраж иск на банкротство Олега Михеева. Руководитель Поволжской дирекции юридической фирмы VEGAS LEX Александр Вязовик отмечает: «Утверждать ничего нельзя, но нередко бывает, что кредитор достаточно лоялен должнику, что позволяет поставить своего финансового управляющего и держать процесс под контролем».
23 октября по иску ООО «Зарина» суд потребовал с депутата опись имущества с указанием его места нахождения или хранения, включая и то имущество, которое является предметом залога, сведения о личных доходах и об их источнике, об уголовных и административных делах в отношении него, справки из банков о состоянии счетов и т. п.
«Если предположить, что было намерение спрятать имущество, то он точно не будет делать это в банкротстве, а давно уже сделал, в процедуре можно оспорить любые сделки за три года до подачи иска», — напоминает Александр Вязовик.
По данным Forbes за 2011 год, доход господина Михеева от аренды через подконтрольные структуры (136 объектов коммерческой недвижимости общей площадью более 870 тыс. кв. м) составил $60 млн. При этом за 2014 год, согласно депутатской декларации, Олег Михеев заработал 3,6 млн рублей. Ему принадлежит два земельных участка и два дома. У супруги доходы еще более скромные — 327,5 тыс. рублей.
Сам Олег Михеев пояснил „Ъ“, что считает неправильной природу долгов, которые с него пытаются взыскать. «Это нонсенс и перекос в законодательстве. Юридическое лицо судится с банком еще 5–6 лет, а поручителю уже давно вынесен исполнительный лист, ему выносят мозги, пытаются продать имущество», — возмущается господин Михеев. Он также заметил, что «все проблемы» начались из «неисполнения «Промсвязьбанком» своих обязательств, добавив, что «это нормальная ситуация в мире бизнеса». «Крупные съедают более мелкого. Вот банкротство просто дает возможность очиститься от этой рутинной борьбы, это нормальная юридическая процедура», — полагает политик-бизнесмен. Господин Михеев также уверен, что ярлык «политика-банкрота», который пытаются приклеить ему его политические оппоненты, депутату только на руку. «У нас 14 миллионов человек на грани того, чтобы быть объявленными банкротами, — они все понимают, и на встречах с людьми я это вижу. В конце концов Дональд Трамп пять раз был банкротом и ничего, жив‑здоров, даже баллотируется в президенты США», — добавил Олег Михеев. Он также пояснил, что намерен пройти процедуру до конца, но предпочел не говорить о сути дела: «С каждым кредитором будет выстраивать защиту по-своему, об этом пока говорить рано». Первое рассмотрение иска «Зарины» по существу состоится 26 ноября, а иска «Промсвязьбанка против Татьяны Михеевой — 30 ноября.