"Русский марш" пошел во все стороны
"Ъ" разобрался, кто приходит на смену прежним идеологам национализма
Завтра в Москве и ряде других российских городов начнут отмечать День народного единства. До последнего времени эта дата ассоциировалась с "Русским маршем", который традиционно проводили представители националистических движений. Но теперь бывшие идеологи правого движения либо находятся под следствием, либо в бегах, либо предпочли уйти в подполье. "Ъ" разбирался, как представители других политических движений собираются заполнить освободившуюся нишу на ультрапатриотическом поле.
Российские радикальные националисты переживают сейчас не лучшие времена. Двое наиболее заметных лидеров движения — Александр Белов-Поткин и Дмитрий Демушкин — постоянно имеют проблемы с законом. Движение "Русские", которым они оба руководили, недавно было запрещено решением суда как экстремистское. Как неоднократно сообщал "Ъ", последний год, прошедший под флагом войны на Украине, серьезно ослабил политические позиции российских ультраправых, их расколов: одни ехали воевать в Донбасс, другие — за силы АТО.
Главная националистическая акция "Русский марш", проходящая 4 ноября в московском Люблино, два последних года постоянно находится под угрозой срыва. Как рассказывал "Ъ" Дмитрий Демушкин, в 2014 году полицейские настоятельно не рекомендовали ему проводить "нацистскую акцию". В этом году мэрия Москвы до последнего отказывалась согласовывать "Русский марш", но в итоге согласовала. Как показывает исследование "Ъ", националисты все глубже уходят в маргинальную часть российской политики, но долго патриотическое поле пустовать не может, поэтому им на смену приходят новые движения, а власти пытаются постепенно менять повестку 4 ноября, превращая его из дня "Русского марша" в день крупных патриотических акций.
Единство во всем
Самой массовой акцией 4 ноября уже второй год становится шествие "Мы едины", которое организуют члены Общественной палаты (ОП) РФ, в том числе секретарь ОП Александр Бречалов. В прошлом году шествие прошло по Тверской улице к Охотному Ряду и завершилось митингом-концертом, в этом году маршрут останется неизменным. Как заявил "Ъ" сам господин Бречалов, идея акции "не в том, чтобы как-то перебивать повестку". "Для меня этот праздник ассоциаций с "Русским маршем" не вызывает",— сказал он. По словам господина Бречалова, тот факт, что ОП РФ так активно взялась продвигать акцию "Мы едины", никак не связан с изменившейся повесткой. Как ранее говорили "Ъ" соратники Дмитрия Демушкина (см. "Ъ" за 10 августа), из-за того что "официальная пропаганда часто преподносила конфликт на Украине как борьбу с фашизмом", время публичных националистов прошло. "Я считаю, что такие идеи всегда были несостоятельны в России, хотя бы исходя из моих познаний в истории, а Украина тут ни при чем",— настаивает господин Бречалов.
Зов "Родины"
Как отмечает глава центра "Сова" Александр Верховский, начиная с прошлого года активнее всех освободившуюся нишу публичного национализма пытается занять партия "Родина". В частности, ее члены в марте этого года провели в Санкт-Петербурге Международный консервативный форум, на который приехали представители националистических партий и организаций Европы, США и Великобритании. При этом в 2014 году члены "Родины" в том же Санкт-Петербурге впервые провели "Русский марш" самостоятельно, подав заявку раньше других националистических движений города. Похожие планы на 4 ноября у ее активистов и сейчас. Как заявил "Ъ" представитель петербургского филиала "Родины" Юрий Любомирский, в День народного единства на Марсовом поле пройдет "патриотический митинг-концерт". "Обычно это место занимали представители националистических движений, а теперь мы проведем военно-патриотический концерт",— сказал он, подчеркнув, что акция проводится не самой "Родиной", "а лишь членами этой партии". На празднике планируется установить передвижной тир и проводить конкурсы по скоростному сбору автоматов.
В Москве за консервативную повестку 4 ноября будет отвечать недавно созданное молодежное крыло партии — "Тигры Родины". Как заявил "Ъ" Михаил Бутримов, депутат муниципального округа Вешняки и заместитель председателя движения, он с другими активистами присоединится к шествию "Мы едины". Свою колонну, хотя и пройдет она под имперскими флагами, альтернативой "Русскому маршу" они не считают, воспринимая себя как неотъемлемую часть общего шествия. По словам господина Бутримова, в целом к "Русскому маршу" и националистам у "Родины" и ее молодежного крыла отношение позитивное, но они считают неверным то, что "Русский марш" разделился на несколько акций. "Есть в "Русских маршах" тенденция, которая может разрушить нашу страну",— считает господин Бутримов.
При этом источники "Ъ", близкие к руководству партии, отмечают: попытки "Родины" занять освобожденную националистами нишу — инициатива снизу.
"Русский мир" за "Русский марш"
Еще одной заметной силой, которая в День народного единства проведет альтернативные акции, станут сторонники "русской весны" и самопровозглашенных республик в Донбассе. Акция "Русский марш за русский мир" 4 ноября стартует от метро "Цветной бульвар" и закончится митингом у Театра зверей имени Дурова. Ее проведут участники движения "Русский мир", состоящего из волонтеров, собиравших гуманитарную помощь для Донбасса. По словам лидера этого движения Михаила Очкина, себя они видят в качестве конструктивной оппозиции, которая ориентируется на православно-патриотический сегмент общества: "Сейчас Россия находится в состоянии агрессии извне, в состоянии войны, а когда идет война — бурления внутри общества недопустимы".
Интересно, что бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков, ставший популярным у патриотической общественности, от "Русских маршей" второй год предпочитает держаться подальше. В ноябре 2014 года он должен был выступать на акции, альтернативной маршу в Люблино, но в последний момент отказался, заявив, что для него она носит излишне оппозиционный характер. В этом году, заявил господин Стрелков "Ъ", он также не намерен выходить на какие-либо акции, поскольку считает это "окончательным переходом на маргинальный уровень". Господин Стрелков признался, что хочет сохранять "хотя бы моральное влияние" на среду чиновников и военных, для которых подобные уличные акции — истории однозначно маргинальные. При этом экс-министр самопровозглашенной республики говорит, что новости о создании им партии пока преждевременные, хотя такие планы у него есть.