Политологи разыграли сирийский гамбит
Эксперты определили, чье влияние растет, а чье падает
Российские власти делают ставку на геополитические методы — участие в военной операции в Сирии для преодоления внешней изоляции страны. Во внутренней политике будет использоваться антикоррупционная повестка и тема «очищения чиновничьего аппарата». На этом фоне растет влияние главы президентской администрации Сергея Иванова и премьера Дмитрия Медведева. Снижается оно у глав госкорпораций Игоря Сечина и Сергея Чемезова, проблемы могут возникнуть и у мэра Москвы Сергея Собянина. Такие выводы содержатся в докладе «Политбюро и сирийский гамбит».
На фоне внешнеполитического давления растет влияние членов ближайшего окружения Владимира Путина, которые предлагают президенту «варианты разрыва внешней изоляции». Одним из них можно считать военную операцию России в Сирии, которая делает главу государства и «его команду значимым игроком в вопросах ближневосточного урегулирования», считают в компании «Минченко-консалтинг», которая представила доклад «Политбюро и сирийский гамбит» (термин «политбюро» эксперты используют для обозначения близкого круга Владимира Путина). При этом экономическая ситуация требует управленческой эффективности, поэтому не исключены отставки руководителей госкомпаний. Однако глубокая экономическая перестройка пока откладывается.
В докладе отмечается, что серьезно нарастил влияние глава администрации президента (АП) Сергей Иванов, который «чувствует себя как рыба в воде в условиях многофакторной геополитической игры» и стал «хедлайнером» военной операции в Сирии. Сейчас господин Иванов является лидером рейтинга влияния внутри «политбюро» 2.0. На втором месте находится министр обороны Сергей Шойгу, который, по мнению экспертов, может пострадать от имиджевой реабилитации бывшего главы ведомства Анатолия Сердюкова, назначенного заместителем гендиректора Ростеха. «Он (Сердюков.— “Ъ”) создал более эффективную армию, которой теперь руководит Шойгу»,— поясняют авторы доклада.
Усилилось влияние премьер-министра Дмитрия Медведева (4-е место, в рейтинге прошлого года — 9–10-е место), который хотя и отдал «почти все свои кадровые козыри внутри правоохранительной системы и в региональных орбитах власти», но «активно набирает очки в контроле над финансовыми потоками и на партийном поле». При этом на положение господина Медведева влияет фактор близости к Владимиру Путину, «которая была несколько раз за последнее время настойчиво продемонстрирована президентом». Третье место сохранилось за первым замглавы администрации президента Вячеславом Володиным, который, как считают авторы доклада, свое влияние также усилил. Сделано это было в том числе за счет «достижения большей сбалансированности» политической системы в регионах «даже в случае смены власти в ходе избирательного процесса». «При устойчивых правилах игры, которые предлагает АП регионам, не важно, кто именно выйдет победителем, в любом случае своим успехом он будет обязан системе, выстроенной Володиным»,— говорится в докладе.
У мэра Москвы Сергея Собянина эксперты обнаруживают проблемы. «Его имидж уже не тефлоновый: нарастающая волна недовольства москвичей оптимизацией здравоохранения и деятельностью главы столичного департамента транспорта Максима Ликсутова затрагивает лично мэра. Во время выборов (в Госдуму в 2016 году.— “Ъ”) в Москве может возникнуть кризис доверия к власти»,— предполагают авторы доклада. В рейтинге господин Собянин занимает 10-е место.
Снижается влияние глав госкорпораций. Глава «Роснефти» Игорь Сечин (8-е место, потерял одну позицию), по мнению авторов исследования, «не смог отстоять позицию неформального лидера всей энергетической отрасли». «Менеджмент компании воспринимается как слишком дорогой. Просьбы Сечина о финансовой поддержке компании со стороны государства остались без ответа»,— напоминают авторы доклада. Они считают, что глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов (7-е место, потерял три позиции) «не смог полноценно использовать потенциал роста влияния в условиях повышенного внимания к ВПК и дополнительного финансирования оборонных расходов».
Эксперты прогнозируют, что Кремль будет замораживать конфликт на Донбассе и формировать образ общего врага России и Запада — «радикального исламизма». Во внутренней политике будет сделана ставка на борьбу с коррупцией, при этом в зоне риска окажутся губернаторы, не имеющие покровителей в окружении президента. При этом круг близких к главе государства людей, по мнению авторов доклада, будет выставлять пулы своих кандидатов на выборах в Госдуму 2016 года, и это станет для членов «политбюро» своеобразным тестом. «Поскольку практически у всех участников правящей элиты короткая скамейка запасных, появляется шанс для региональных харизматиков попасть в обоймы больших игроков»,— приходят к выводу авторы доклада.