Праздник экономии
Кирилл Журенков — о новогодних планах российских потребителей
513 евро потратит в нынешнем году на новогодние праздники среднестатистическая европейская семья. Россияне с греками в аутсайдерах: мы пока лишь сокращаем праздничные расходы. Но даже в этом эксперты видят хорошее
Европа постепенно возвращается к нормальной жизни после экономических неурядиц, доказательство — новогодние траты, изучить которые решилась авторитетная консалтинговая компания Deloitte. По данным ее экспертов, если в 2014-м новогодний бюджет европейской семьи потерял целых 3 процента по сравнению с 2013-м, то в нынешнем году он сократился лишь на 0,28 процента. В результате сумма запланированных праздничных трат составит 513 евро (или 35 397 рублей по курсу на момент сдачи номера) — это, безусловно, хорошая новость для европейской экономики. Самыми щедрыми оказались британцы, которые в праздники готовы раскошелиться на 884 евро (или 60 996 рублей). Исследователи предполагали, что позволят себе больше расслабиться и французы (они собирались спустить в праздники 577 евро, или 39 813 рублей), но в связи с известными событиями этот оптимистичный прогноз пока под вопросом.
Как себя чувствуют потребители по ту сторону океана, тоже станет известно уже совсем скоро: в конце ноября в США стартует знаменитая "черная пятница", открывающая сезон рождественских распродаж, только в прошлом году в магазинах в этот день отметилось 133,7 млн американцев, а всего на предрождественских сейлах они потратили 616 млрд долларов. Ждем новых рекордов.
Парадокс: несмотря на то что в целом люди охотно расстаются с деньгами под Рождество и на Новый год, они становятся более прагматичными. Помогают новые технологии: многие потребители экономят на доставке, предпочитая забирать заказанный онлайн товар сами. Да и мало кто уже перед покупкой не изучает имеющиеся предложения в Сети... Примета времени — теперь потребители сначала рассматривают желанную вещь онлайн и только затем идут в обычный магазин, чтобы еще раз посмотреть на нее и приобрести. Или отказаться от покупки. Стоит запомнить термин webrooming, или демонстрация по Сети (по аналогии с showrooming, от двух слов — "показ" и "комната"), он уже вовсю используется исследователями.
В Европе среди самых прижимистых, по данным Deloitte,— россияне, греки и португальцы. Именно они оказались аутсайдерами по предновогодним тратам. У каждого из аутсайдеров свои причины затянуть пояса: Греция живет на финансовую помощь от ЕС, Россия придавлена санкциями, а в Португалии просто слабый экономический рост и политика жесткой экономии. Цифры говорят сами за себя: к примеру, среднестатистическая российская семья в этом году потратит на подарки и развлечения почти на 6,96 процента меньше, чем в прошлом,— всего около 217 евро (или 14 973 рубля). Впрочем, хорошо, что эта статья расходов вообще сохранилась.
— Давайте исходить из той потребительской ситуации, которая у нас сложилась,— предлагает Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ.— 11 месяцев подряд падают реальные располагаемые денежные доходы населения, оно перешло на избирательно-сберегательную модель поведения. Сейчас покупают только жизненно необходимые продукты питания и услуги.
В результате, по словам эксперта, в декабре, к новогодним праздникам, не стоит ждать ажиотажного спроса, как это было год назад, — он тогда фиксировался на фоне падения курса рубля. Никто уже не станет покупать по три стиральные машины, чтобы потом отчаянно продавать их в интернете. Будет нормальная предпраздничная ситуация, только люди станут вести себя экономнее, чем обычно. Многое зависит и от активности продавцов: смогут ли они предложить покупателям реальные скидки или станут симулировать распродажи, при этом не снижая цен...
У экспертов есть, впрочем, и хорошая новость — она именно в том, что мы стали прагматичнее. Как заявил в разговоре с "Огоньком" один из опрошенных социологов, удивительно, насколько быстро российский потребитель научился рациональным правилам поведения в рыночных условиях. Люди, например, сегодня активно реагируют на промоакции (это подтверждают и данные о росте выручки благодаря таким акциям), сравнивают цены в разных магазинах, пытаются замещать одни товары другими... Сокращение расходов, поиск подработки и сохранение накоплений в бивалютной корзине — все это эксперты также относят к правильному потребительскому поведению, подчеркивая, что после стольких кризисов россияне изменились.
А вот в чем мы остаемся такими же, как раньше, так это в умении посмеяться над трудностями. В прошлом году британский таблоид Daily Mail удивлялся: вот, мол, все говорят о кризисе в России, а, судя по Instagram, россияне его как бы и не заметили. В доказательство журналисты приводили фотографии, которые наши сограждане выкладывали в этой социальной сети,— на снимках, в частности, фигурировали банки с красной икрой под хэштегами вроде #какойкризис или #падениерубля. Насколько экономические трудности все-таки заставили россиян подужаться за прошедший год? Следим за праздничными фотоотчетами в интернете.