Ле Чыонг Шон: «Если потребитель оценивает объективное качество, он сделает выбор в пользу Вьетнама»
Ле Чыонг Шон — генеральный директор ИК «Инцентра», председатель Ассоциации вьетнамских бизнесменов в Москве. Он один из соорганизаторов открывающейся в Москве крупнейшей выставки-продажи вьетнамских производителей «Вьетнам-Экспо», которая пройдет с 12 ноября по 12 декабря в МФК «Ханой-Москва». Ле Чыонг Шон давно работает в России и хорошо представляет особенности ее рынка, а также то, чем вьетнамские компании могут заинтересовать российского потребителя.
— Учитывая структуру производства, вероятно, гораздо более важным торговым партнером для Вьетнама оказываются США и страны ЕС. Есть ли какие-то особые причины, по которым вьетнамским предпринимателям интересна именно Россия?
— Я бы не стал утверждать, что для Вьетнама приоритетен именно рынок Европы и США. Скорее для него важен любой рынок с развитой ритейлерской сетью. Вьетнамский экспортер прежде всего производитель. Он изготавливает товары по заказу. Часто — для известных брендов. Говоря об интересе к России, в первую очередь нужно вспомнить историю, в том числе историю советского периода. Ведь уже тогда вьетнамские товары занимали определенное место на советских прилавках. Это отложилось в памяти россиян, и это немаловажно.
— Вы председатель Ассоциации вьетнамских бизнесменов в России. Ставите ли вы специальные цели на российском рынке? Почему потребитель должен выбрать именно вьетнамскую продукцию?
— Сегодня в России представлен ассортимент товаров со всего мира, и некоторые из этих товаров производятся во Вьетнаме. Как правило, это продукция средней ценовой категории или сегмента «средний плюс». Мы уверены, что вьетнамская продукция по показателю «цена-качество» абсолютно конкурентоспособна на российском рынке. И это преимущество будет особенно заметно именно сейчас. В прежние годы россияне очень легко расставались с большими деньгами, поэтому в нулевые годы ритейл в России был сверхприбыльным бизнесом. Сейчас ситуация меняется. Российский покупатель начинает экономить. И вот именно в такой ситуации начинают проявляться настоящие достоинства любых товаров: если потребитель начнет обращать внимание на объективное качество изделия и его цену, то он сделает выбор в пользу товаров, произведенных во Вьетнаме.
— Что происходит с долей вьетнамских товаров на российском рынке, если судить по статистике?
— Товарооборот растет, но я бы не мерил все денежным оборотом. Мы наблюдаем расширение в том числе и по ассортименту продукции. Собственно, главная задача выставки «Вьетнам-Экспо», в которой примет участие более 160 вьетнамских корпораций,— познакомить россиян с теми товарами из Вьетнама, которые еще не представлены на российском рынке.
— С какими, например?
— Многие категории вьетнамских товаров пока, к сожалению, незнакомы российскому потребителю, хотя весьма популярны в Азии, в Японии, на Западе. Например, мебель — брендов вьетнамской мебели в России нет.
На нашей выставке будет представлен весь спектр вьетнамского экспорта. Это сельскохозяйственная продукция и морепродукты, чай и кофе, одежда и обувь, украшения и аксессуары, товары для красоты и здоровья, текстиль и товары для дома, мебель и изделия из дерева, подарки и сувениры, изделия ручной работы, бытовая техника и электроника, строительная и промышленная продукция.
Мы хотим показать все это российским покупателям, заинтересовать их нашей продукцией.
— Вьетнам образует зону свободной торговли с Евразийским экономическим союзом, куда входит и Россия. Как, на ваш взгляд, это скажется на торговле между Россией и Вьетнамом?
— От этого в первую очередь выиграют потребители. Если говорить о российских потребителях, теперь на их выбор будет представлен более широкий ассортимент вьетнамского экспорта по ценам, не включающим таможенные пошлины. Если же говорить о государстве, то оно не останется внакладе, так как при увеличении оборота повысятся и налоговые поступления от НДС. Согласно прогнозам экономических министерств России и Вьетнама, после ратификации соглашения годовой оборот торговли должен подняться до 10 миллиардов долларов. Думаю, это вполне достижимо. В том числе поэтому у нас запускается столь масштабная выставка.
— Российское правительство и представители Минпромторга неоднократно заявляли о планах усиления борьбы с контрафактной продукцией. Не секрет, что в случае товаров легкой промышленности в изготовлении такого контрафакта часто заняты граждане Вьетнама.
— Важно понимать, что экспорт из Вьетнама полностью исключает контрафакт — этому способствуют жесткие правила ВТО и других международных соглашений о торговле. Развивая товарооборот между Россией и Вьетнамом, мы в том числе таким образом боремся с нелегальными дельцами, которые основательно портят репутацию крупным вьетнамским компаниям. В первую очередь мы сами заинтересованы в том, чтобы Вьетнам воспринимали иначе. Проведение нашей выставки и деловых мероприятий в рамках выставки — важный шаг на этом пути.
— Сотрудничество России и Вьетнама значительно укрепилось в советский период. Помогают ли возникшие тогда связи развивать деловые отношения на новом этапе?
— Да, безусловно. Такой капитал не может не работать на будущее. Ведь отношения эти насчитывают более полувека интенсивного сотрудничества, включающего помощь нашей стране в тяжелый период войны. Это то, что никогда не будет забыто. Кроме того, многие представители нашего руководства учились в России. Проходили здесь учебу и обычные люди. Я сам получал здесь высшее образование. Так что мы знаем вашу страну, умеем и готовы с нею работать.