Совет Европы негативно оценил ход расследования одесской трагедии
Список претензий к властям Украины занял десятки страниц
Расследование трагедии в Одессе 2 мая 2014, в которой погибли 48 человек, не было независимым, неоднократно затягивалось и велось с нарушением прав пострадавших и их семей. Об этом свидетельствует доклад о наблюдении за расследованием случаев насильственных действий в Одессе в мае 2014 года, представленный в среду в Киеве Международной консультативной группой (МКГ) Совета Европы.
Отчет о состоянии расследования представили в среду в Киеве глава МКГ и бывший председатель Европейского суда по правам человека Николас Братца, член МКГ и бывший судья Европейского суда по правам человека Владимир Буткевич, а также член МКГ и бывший прокурор Украины Олег Анпилогов.
В 99-страничном документе работа следствия и ход расследования, проведенного украинскими властями, оцениваются негативно.
Авторы доклада о наблюдении за расследованием случаем насильственных действий в Одессе в мае 2014 года пришли к выводу, что силовые структуры Одессы, не имевшие опыта предотвращения массовых беспорядков, не сумели прекратить трагические события. А власти Украины в свою очередь не смогли обеспечить эффективное расследование.
МКГ подчеркивает, что расследование не было независимым, так как сотрудники МВД Украины фактически оценивали деятельность своих собственных коллег. Кроме того, по мнению европейских экспертов, неэффективным оказалось параллельное участие в расследовании Генеральной прокуратуры и МВД, равно как и действия местных органов внутренних дел, которые затянули следствие и сделали нерезультативными его первые этапы. Также МДГ негативно оценивает сокращение численности следственных групп и их слабое кадровое обеспечение.
Авторы доклада считают, что следственные органы не проявили должной тщательности, в результате чего общая эффективность расследования была поставлена под угрозу. Что касается судебного процесса над участниками трагических событий, то МКГ «выражает серьезную обеспокоенность решением о прекращении дела в отношении двух подозреваемых из-за нехватки доказательств».
Также МКГ пришла к выводу, что неоднократные отводы судей и решение назвать обвиняемыми сразу 21 человека без индивидуализированных обвинений привели к затягиванию судебного разбирательства и негативно повлияли на его ход.
Отдельные претензии МКГ предъявляет украинским властям за недостаточное информирование общества о ходе расследования. «События в Одессе 2 мая 2014 были настолько важны, что обязывали органы власти предоставлять информацию о расследовании ради содействия эффективному общественному контролю»,— убеждены европейские эксперты. По мнению МКГ, украинские власти публиковали противоречивую информацию об одесской трагедии «нерегулярно и неравномерно». К тому же МКГ «с сожалением отмечает» нарушение прав пострадавших и их семей. Группа сообщает, что, в отличие от событий на киевском Майдане, «следственные органы не приняли никаких согласованных мер, чтобы обеспечить прямое и регулярное информирование пострадавших и их родственников о ходе расследования».
В итоге «недостатки следствия негативно отразились на способности органов власти установить виновных». МКГ пришла к выводу, что «следственные органы не обеспечили должной тщательности, в результате чего общая эффективность расследования была поставлена под угрозу». «Обвинения, касающиеся смертей, вызванных пожаром в Доме профсоюзов, до сих пор не выдвинуты»,— напоминают авторы доклада.
МКГ сравнивает произошедшее в Одессе с событиями на Майдане и обращает внимание на «серьезные недостатки, как структурные, так и оперативные, касающееся независимости и эффективности расследования». По мнению европейских экспертов, оно «не соответствует требованиям Европейской конвенции по правам человека или практике Европейского суда по правам человека».
Позитивно МКГ оценивает разве что быстрое начало работы следственных органов, подключение к процессу уполномоченного по правам человека, открытость следствия по отношению к самой группе и готовность большинства украинских чиновников с ней общаться. Впрочем, собеседник “Ъ” в администрации президента Украины обратил внимание на тот факт, что МКГ не обвиняет власти страны в препятствовании расследованию. «Фактически, МКГ говорит о том же, о чем и президент Украины: нам необходимо наладить систему независимого расследования и независимых, некоррумпированных судов»,— сказал сказал собеседник “Ъ”.
В комментарии “Ъ” глава МКГ Николас Братца уточнил, что все озвученные им недостатки расследования трагедии в Одессе «не были преднамеренными со стороны украинской власти». По мнению господина Братцы, «эти события были особенными, создавшими особые сложности для власти». «Массовые беспорядки таких размеров с такими последствиями были неожиданными и привели к большим проблемам для власти»,— сказал Николас Братца “Ъ”.