Грузинский суд смягчил закон о декоммунизации
Отменен «запрет на профессии» для бывших грузинских партработников
Бывшие партийные и комсомольские функционеры высокого ранга снова смогут участвовать в выборах и занимать должности в центральных и региональных органах власти в Грузии. Такое решение принял Конституционный суд страны. Соответствующее положение так называемой «Хартии свободы» — закона о декоммунизации и борьбе с тоталитарной символикой, запрещавшего занимать государственные должности бывшим членам центральных органов компартии и комсомола,— суд объявил «неконституционным» и «утратившим силу».
«Лишение гражданина страны права занимать государственные должности на протяжении всей жизни превращает его из субъекта в объект права, чем нарушается п. 1 ст. 17 Конституции о недопустимости дискриминации, оскорбления чести и достоинства граждан»,— говорится в вердикте Конституционного суда Грузии (КСГ) по иску Нодара Мумлаури, жителя города Телави на востоке страны.
В иске от 16 июля 2013 года о неконституционности положения «Хартии свободы», запрещавшей с 2011 года занимать любые государственные должности бывшим высокопоставленным партийным функционерам, гражданин Мумлаури отмечал, что он действительно работал секретарем ЦК комсомола Грузии, а сегодня ему запрещают участвовать в любых конкурсах на занятие государственных должностей в Телавском районе — ссылаясь на положения «Хартии».
«В советский период не было другой партии,— напоминал Нодар Мумлаури,— а запрет на участие в конкурсе является сведением старых счетов и нарушением принципа равноправия граждан». По его словам, членами ЦК были «в том числе блестящие ученые, писатели, режиссеры, лучшие представители искусства, спорта и других отраслей, создатели “золотого фонда Грузии”, а не только секретари райкомов и другие функционеры». Конституционный суд начал рассмотрение иска лишь в мае 2014 года и объявил решение только 17 месяцев спустя.
Напомним, «Хартия свободы» утверждена по инициативе тогдашнего президента Михаила Саакашвили в мае 2011 года, практически одновременно с созданием в Тбилиси «Музея советской оккупации». Документ предусматривает «искоренение в стране советской и фашистской символики», а также ограничение на занятие должностей в государственных ведомствах теми, кто до 9 апреля 1989 года (трагедии в центре Тбилиси, где в столкновении с советскими войсками погиб 21 человек) занимал высокие партийные должности, тайно сотрудничал со спецслужбами СССР или был связан с ними.