Ванино набьет карманы углем
Еще один терминал к концу 2016 года построит ТЭПК
Подконтрольная Руслану Байсарову «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» согласовала расширение границ порта Ванино для строительства своего угольного терминала на 15 млн т, соответствующее распоряжение подписал Дмитрий Медведев. Сырьевой базой для него к 2016 году должен стать Элегестский ГОК в Тыве, однако этот проект тормозится из-за отсутствия соединяющей его с Транссибом инфраструктуры. По мнению экспертов, даже в случае пробуксовки добывающего сегмента новый терминал не будет испытывать недостатка в сырье других экспортирующих уголь компаний.
Правительство РФ утвердило решение о расширении границ морского порта Ванино в целях реализации инвестпроекта по строительству угольного терминала в районе мыса Бурный. Проект терминала на Бурном реализуется на принципах государственно-частного партнерства — соответствующее соглашение подписано между ФГУП «Росморпорт» и ООО «Дальневосточный Ванинский порт» (контролируется ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» Руслана Байсаров).
Стоимость проекта — более 11 млрд руб., в том числе 260 млн руб. — средства федерального бюджета и 10,8 млрд руб. — инвестора. Мощность угольного терминала должна составить порядка 15 млн т, следует из информации на сайте ТЭПК. Для справки, за девять месяцев текущего года суммарный грузооборот стивидоров порта Ванино достиг 20 млн т. В состав проектируемых объектов входят пирс для перегрузки угля и подходная эстакада к нему. Источником грузовой базы будет уголь Элегестского месторождения в Туве (разведанные запасы — порядка 1 млрд т). В феврале 2014 года ТЭПК подписала соглашение о поставке оборудования и выполнении работ для строительства морского терминала в Ванино стоимостью 7,2 млрд руб. с итальянской Bedeschi. Согласно условиям контракта, подрядчик обязался сдать портовый комплекс к концу 2016 года.
В порту Ванино действует три крупных оператора. Это ОАО «Ванинский морской торговый порт» (аффилировано со структурами «Мечела»), ЗАО «Дальтрансуголь» (структура СУЭК) и ООО «Трансбункер-Ванино» (входит в ГК «Трансбункер») мощностью, соответственно, 8 млн т, 12 млн т и 3,5 млн т. Кроме того, в бухте Мучке строит свой терминал на 12 млн т к 2017 году (с возможностью расширения до 24 млн к 2020 году) ОАО «Сахатранс». По оценкам РЖД, объем перевозок в порты Ванино и Советская Гавань к 2020 году составит до 58 млн т в год, большую часть грузов составит экспортный уголь.
Отметим, что для запуска Элегестинского ГОКа мощностью 15 млн т концентрата в год, в который ТЭПК намерена вложить около 217 млрд руб., компания испрашивала из Фонда национального благосостояния 86,86 млрд руб. для железнодорожной линии Кызыл-Курагино. Инфраструктура нужна, чтобы соединить месторождение с запасами 855 млн т коксующегося угля с Транссибом. Однако пока вопрос с финансированием стройки не решен. В ТЭПК на запрос „Ъ“ относительно перспектив загрузки терминала не ответили.
Добыча на Элегесте уже ведется, хотя и не в плановых объемах, отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Загрузить терминал при необходимости можно именно углем Улуг-Хемского угольного бассейна, считает он. «Если терминал будет готов до запуска Элегесты, то, несомненно, что для его загрузки может использоваться и уголь других компаний»,— говорит эксперт.
Что же касается линии Кызыл—Курагино, то, «учитывая значение данной железной дороги для развития республики, а также принятые в стране масштабные программы развития Сибири и Дальнего Востока, можно не сомневаться, что средства на ее строительство будут найдены». Это, по словам господина Баранова, могут быть средства федерального бюджета, бюджетов Тувы и Красноярского края. Привлечение заемных средств возможно не только в виде банковских кредитов, но и в виде облигаций, а также создания эксплуатирующей инфраструктуру организации, чьи акции могут быть предложены инвесторам. «Не исключено и привлечение инвесторов в этот проект, к примеру, тех, кто будет осваивать те или иные месторождения полезных ископаемых в республике. Главное — предложить инвесторам понятные условия участия в проекте с приемлемым сроком возврата вложенных средств»,— считает эксперт.